Елена Семечкова
Педагогический проект «Семейный альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Семейный альбом» – это модель создания «Генеалогического древа», обоснованная устными и письменными свидетельствами и фотодокументами, история семьи, сложенная из конкретных фактов, из конкретных судеб родных, из тех документов, которые будут собраны на данном отрезке времени. Совместная деятельность с родителями и представителями старших поколений по восстановлению родословной способствует укреплению внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. Познание истории страны через призму судеб близких и далёких предков формирует патриотическое чувство. В ходе выполнения проекта, обучающиеся должны узнать о семейных традициях, составить семейную картотеку, создать генеалогическое древо, герб семьи, принять участие в фотоконкурсе «Семейный альбом». Обязательным условием проекта является добровольное участие семей обучающихся.
Публикация «Педагогический проект „Семейный альбом“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты
- Семейные проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Семейный альбом» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно – нравственному воспитанию ребёнка. Совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Целеполагание:
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Длительность проекта : 3 месяца. Участники проекта : Дети группы, родители, педагоги.
Цель проекта : Создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Вызвать у детей положительные эмоции о семье.
Задачи проекта :
.
• Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Срок реализации проекта : с 1 февраля по 7 марта 2015 года.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель старшей группы, родители детей.
Возраст участников проекта : 5 – 6 лет.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Совместная деятельность детей и родителей.
Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
В основе такого взаимодействия лежат принципы:
• взаимного доверия и уважения
• взаимной поддержки и помощи
• терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Составление генеологического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
1. Уважение и почитание людей старшего поколения
2. Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.
3. Более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и его семьи.
Учебно – тематический план
1 беседа «Авторитет любви» февраль
2 Чтение художественной литературы: Андерсен Х. -К. Снежная королева февраль
3 Смотр - конкурс «Фотографии из семейного альбома» февраль
4 Изготовление открыток к празднику для пап. февраль
5 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница». февраль
6 Праздник посвящённый «дню защитника отечества». февраль
7 Беседа: «Семейные традиции», рассматривание фотографий. февраль
Беседа на тему «наш детский сад» февраль
9 Изготовление открыток к празднику для мам. февраль
10 Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья». Составление детьми рассказов о своих друзьях. февраль
11 Праздник «Моя мама лучше всех» март
12 Составление гениологического древа март
Результат проекта
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Расширились представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т. д., о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т. д.)
Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов детей и родителей.
В ходе проекта были выявлены знания детей о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи понимание того, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу. Процесс совместной деятельности поспособствовал укреплению доверительных детско-родительских отношений.
Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только стали активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду, но и это положительным образом сказалось на повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников и заинтересованность их в продолжении сотрудничества.
Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
Библиографический список:
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников.
Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр пед. обр.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : - М. : Т. У. Сфера, 2004
6. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : - М. : Просвещение, 2001.
7. Краснушкин Е. В. Изобразительное искусство для дошкольников
Издательство: Мозаика-Синтез 2002
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.
9. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.
10. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» :
-М. : Линка - Пресс, 2007