ТАТЬЯНА АКСЕНОВА
Педагогический проект Тема: «Лево, право — близнецы, ты их в играх изучи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Публикация «Педагогический проект Тема: „Лево, право — близнецы, ты их в играх изучи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,, педагог должен выстраивать свою педагогическую работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме того, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения. Эти игры и упражнения способствуют расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволят детям овладевать пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Методическое обеспечение проекта.
Гипотеза: предполагается, что целенаправленная игровая деятельность (самостоятельная и совместная) повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта : сформировать у детей среднего дошкольного возраста пространственные представления посредством игровой деятельности.
Задачи проекта :
1. Изучить проблему формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;
2. Провести исследование развития пространственных представлений дошкольников;
3. Привлечь родителей к оснащению развивающей среды в группе по формированию у дошкольников пространственных отношений.
4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве, (корректировка учебной рабочей программы).
5. Составление картотеки развивающих игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста пространственных отношений.
Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:
• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.);
• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
• в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);
• в совместной с родителями деятельности.
Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Положительным результатом освоения данного проекта является :
• развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)
• осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной
• способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д.
• хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.
Предмет исследования: изучение пространственной ориентации детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста.
Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка были использованы такие игры - задания:
1. Показать правую, левую руку, ногу, ухо.
2. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 см от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Какая игрушка нарисована в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»
Модель педагогического проектирования содержит 3 этапа :
I. Подготовительный этап.
1.1. Целеполагание.
1.2. Отбор содержания обучения. 1.2. Начальная диагностика.
П. Основной этап.
1 Корректировка учебной рабочей программы по математическому развитию дошкольников.
• Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела.
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя».
• Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Ориентировка на местности.
2. Подготовка методических и дидактических средств.
З. Заключительный этап.
3.1 .Промежуточная диагностика
.3.2 Совместная работа с родителями. (совместная игровая деятельность по формированию пространственных отношений в средней группе «Путешествие на воздушном шаре»)
Количество участников проекта : дети группы № 10 «Почемучки»