Татьяна Сафьянова
Семинар для педагогов «Изучение истории семьи. Семейный альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93»
«Изучение истории семьи. Семейный альбом»
Провела: Сафьянова Татьяна Владимировна
2014 год
Цель:
• Активизация деятельности педагогов.
Задачи:
• Развивать творчество, желание сотрудничать, умение презентовать свою работу.
• Воспитывать чувство толерантности, взаимопонимание, коммуникативные отношения.
Оборудование:
Публикация «Семинар для педагогов „Изучение истории семьи, Семейный альбом“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Опознавательные знаки для двух подгрупп воспитателей;
• наглядный материал, приготовленный педагогами по подгруппам (см. Приложение);
• аудиокассета с песней «Старый альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. В. Добрынина);
• программа «Радуга» Т. Н. Доронова
Наглядные пособия и материалы
• компьютер
• проектор, экран
• презентация «История изучения семьи»
• коллажи
• фотоальбомы
Ход семинара:
I. Организационный момент
Уважаемые педагоги. Сегодня у нас открытое мероприятие семинар «Изучение истории семьи».
Ни для кого не секрет, что установить взаимодействие с семьей не всегда легко, сложности в установлении доверительных отношений связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных, супружеских, родительско-детских отношений. Мы в свою очередь, педагоги, при изучении семьи понимаем, что не вся информация для нас открыта, мы должны быть внимательны, корректны в выборе форм и методов работы с семьёй.
Кроме того само восприятие и понимание семьи как социального института – у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации». После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.
Игра «Ассоциации»
Ведущий: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди. Например, я говорю: «Если семья – это постройка, то она…» (а вы продолжаете: «Крепость, общежитие…», итак…
• если семья – это постройка, то она… (кооперативная квартира, только не дача, шалаш на двоих);
• если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная);
• если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);
• если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);
• если семья – это название фильма, то она… («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);
• если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).
Анализ:
- Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?
- Удалось ли Вам через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или противоречия?
- Насколько важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы общаться, взаимодействовать с ним?
II. Основная часть
Доклад старшего воспитателя
А теперь немного истории:
История семьи, ее изучение — это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.
На Руси родословные росписи появились в конце XV века, а ведение материнских книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года.
Семья — это величайшая социокультурная ценность, которая когда-либо за всю историю существования человечества создавалась. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Во все времена семье отводилась особая социальная роль — сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья — источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья.
Семейные отношения — любовь близких, определенные обязанности привязанность к дому, соблюдение традиций — питают более широкие и высшие сферы жизни человека — чувство Родины, патриотизм.
Обратимся к программе «Радуга» Т. Н. Дороновой, и проследим по возрастам содержание работы по теме «Семья».
Определите к какой возрастной группе относятся данные задачи. Почему вы так считаете?
• Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Беседа с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.
• Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Дать детям представление о том, что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать стол и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближних родственников. Дать детям представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
• Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос.). Дети должны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд, уважать труд и за-нятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «Хозяйство семьи».
• Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов семьи, дети должны знать свое отчество домашний адрес и телефон, имена и отчества своих родителей, интересы своих родственников. Продолжать вместе рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать
О родственниках, об их судьбах, интересных случаях из жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо. Поддерживать стремление детей участвовать в подготовке семейных праздников. Продолжать развивать интерес к профессиям родителей.
Раскрытие методов и форм изучения воспитателями раздела о семье «Наглядные виды деятельности»
Каждый из вас в течение года использовал различные формы и методы изучения семьи. Сегодня вы нам их представите, расскажете о наглядных пособиях и как их применяли в работе с детьми и семьёй.
1. Родословная и фольклор /д/и сложи пословицу/.
2. Сообщение по теме: «Составление генеалогического древа как
один из способов ознакомления дошкольников с родословной».
3. Разновидности изображения генеалогического древа.
4. Коллаж «Профессии в моей семье».
5. Фотовернисаж «Моя семья на природе».
6. Диафильм «Мой ребенок», «Семейный альбом».
II. Заключительная часть
В конце семинара рефлексия.