Ольга Всеволодовна Прокопьева
Педагогический проект «Речевое развитие детей, через знакомство с произведениями известных художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
- Нынешний век – век технологий. У детей, казалось бы, есть всё для развития, но почему то всё больше встречаются дети с речевыми нарушениями.
- Речь односложная, состоящая из простых предложений, или вообще ответы одним слогом.
- Неспособность детей построить описательный рассказ, пофантазировать.
- Снижение интереса к слушанью произведений писателей, рассматриванию произведений художников.
Публикация «Педагогический проект „Речевое развитие детей, через знакомство с произведениями известных художников“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- В дошкольном образовании снизилась работа по знакомству детей с шедеврами известных художников, с жанрами живописи. А ведь с помощью живописи развивается мыслительная деятельность, умение делать обобщение, умение сравнивать, объяснять, развивать внутреннюю речь.
Задачи:
1. Познакомить детей с новыми видами искусства – их разнообразием.
2. Обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны художественного произведения.
3. Развивать творческое воображение, желание высказать своё мнение по поводу увиденного и пережитого, применять в рассказах художественное слово.
4. Поощрять выдумку фантазию детей по раскрытию сюжета картины.
5. Развивать монологическую речь.
Этапы работы:
1. Составление перспективного плана проектной деятельности.
2. Разработать модель взаимодействия воспитателя, старшего воспитателя, родителей в процессе работы над проектом.
3. Подбор картин по жанрам.
Подбор художественной литературы (стихов, рассказов, музыкальных произведений согласно тематике).
4. Разработка консультаций для родителей по теме.
5. Экскурсия в библиотеку.
6. Выставка детских рисунков.
7. Подведение итогов.
8. Конечный результат: оформление альбома детского творчества: «Мы таланты»»
Длительность проекта :
Проект рассчитан на 9 месяцев.
Место реализации – детский сад.
Этапы Содержание и форма Задачи Сроки
I.
Подготовительный 1. Организационная работа. Обсуждение работы по проекту со старшим воспитателем и воспитателями групп. Обсуждение совместной работы II половина сентября, октября.
2. Подготовить консультацию для воспитателей и родителей. «Приоткроем ребёнку дверь в мир прекрасного».
Подборка картин по жанрам. Познакомить и раскрыть многообразие жанровой живописи. Кто такие художники.
Октябрь
3. Продумать и подготовить беседу: «Кто такой художник» (для детей) Воспитывать интерес к профессии художника
Октябрь
4. Продумать этапы по ознакомлению с живописью. На первом этапе познакомить детей с особенностями жанров живописи. Научить детей воспринимать рассказ с изображением художественного произведения. Научить детей адекватно отвечать на вопросы по содержанию картины.
Ноябрь
5. На втором и третьем этапе провести подборку картин для сравнения жанров. Научить целостно рассматривать картины, научить анализировать, сравнивать. Придумывать название произведениям.
Декабрь – январь.
6. Подборка литературы:
а) Зима: «Чародейною зимою» - Ф. И. Тютчев,
«Поёт зима, аукает» - С. Есенин,
«На лесной полянке» - Г. Скребицкий.
б) Осень: «Уж небо осенью дышало»,
«Унылая пора» - А. С. Пушкин,
«Листопад» - Берестов,
«Осень осыпается весь наш бедный сад» - А. Толстой.
в) Весна: «Грачи прилетели» - И. Сладков,
«Апрель» – С. Козлов.
г) Лето: «Золотой луг» - М. Пришвин,
«Белая черёмуха» - З. Александрова.
д) Музыкальные произведения. Учить составлять последовательный рассказ по картине. Применять в рассказах отрывки из произведений и стихов писателей и поэтов.
Внимательно слушать музыкальные произведения, представлять картину. (Подумай, это произведение к какой картине бы подошло)
Ноябрь – март.
7. Подбор игр по теме:
a) «Оформи выставку»,
b) «Найди ошибку»,
c) «Живая картина»,
d) «Сложи картину» (пазлы,
e) «Подбери картину к стихотворению»,
f) «Закончи рассказ»,
g) «Разноцветные краски» и т. д.
8. Создание условий для развития творческих способностей детей : придумывание рассказов, сказок по художественным произведениям художников. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Март – апрель
9. Экскурсия в библиотеку по данной тематике. Совместная работа педагога и работников библиотеки.
Апрель
10. Оформление альбомов, «книжек – малышек» (рассказы и рисунки детей) по произведениям художников. «Мы таланты». Совместная работа педагога детей и старшего воспитателя.
Май
II.
Практический 1. Провести встречу с родителями, воспитателями: по вопросу. «Знакомы ли дети с картинами художников, проводились ли такие беседы». Уточнить объем знаний о художниках, и их произведениями.
Сентябрь
2. Составить картотеку по картинной галерее в детском саду. Разобрать картины по жанрам. Знакомство детей с художниками (кто такой художник и что такое картинная галерея).
Октябрь
Знакомство детей с жанром «Портрет» (беседа, рассматривание картин «Стрекоза» (Репин) «Девочка с персиками».
Знакомство детей с особенностями жанров живописи «Пейзаж», сказочные сюжеты, картины: «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». Беседы, составление рассказов.
Развивать интерес и любовь к живописи. Уметь участвовать в беседе, аргументировать изображение. Сочинять свои сказки.
Ноябрь
Работа с воспитателями и родителями. Организовать выставку: «Пейзаж в картинах русских художников», «О картинах говорят дети».
Картины: «Перед дождем» (Ф. А. Васильев, «Поздняя осень» (Н. Романин, «Золотая осень» (Н. Левитан). Способствовать созданию благоприятных условий для сплочённой работы педагогов, родителей и детей.
Ноябрь (вторая половина)
Экскурсия детей в библиотеку «Беседа о художниках» (И. И. Шишкин, И. Васнецов, Айвазовский) и их произведениях. Совместная работа воспитателей и работников библиотеки.
Декабрь
Занятия с детьми «Русская зима – глазами художников».
Рассматривание картин:
«Зимний сок» (В. М. Васнецова,
«Лес» (И. И. Левитан,
«Зимний вечер» (И. П. Крымов).
Прослушивание музыкальных произведений :
«Что нам нравиться зимой» (Е. Тиличеева). Совместная работа воспитателя детей и музыкального руководителя.
Прослушивание: «Зимняя песенка» (В. Витлина).
Январь
Оформление выставки в детском саду: «Мы художники и писатели». Выставка детских рисунков и сочинений (рассказов, сказок) по произведениям художников. Совместная работа детей, педагогов, родителей.
Январь
Рассматривание и беседа по картинам:
«Богатыри» (М. Васнецова,
«Александр Невский», «Письмо с фронта» (А. И. Лактионов,
(беседа о воинах разных эпох).
Игра: «Богатырские игры»,
Чтение: «Твои защитники» (Л. Кассиль) Патриотическое воспитание детей.
Воспитывать мужество, гордость за свою Родину.
Совместная работа педагога, детей, родителей.
Февраль
Оформление выставки картин художников :
«Март» (И. Н. Левитан,
«Грачи прилетели» (А. К. Соврасов,
«Масленица» (Б. М. Хустодиев). Совместная работа педагогов и старшего воспитателя.
Март
Развлечение «Весёлые игры» ( по теме: «Картинная галерея»,
«Найди ошибку»,
«Живая картина» (пантомима,
«Я расскажу стихотворение, а ты его изобрази»,
«Сложи картину» (пазлы). Провести развлечение между двум старшими группами. Организаторы педагоги.
Март
Занятие: «Весна пришла»
Выставка картин:
«Весна – большая вода» (И. И. Левитан,
«Весенние воды» (С. Ю. Жуковский,
«Московский дворик» (В. Поленов,
«Ужин тракториста» (А. Пластов). Вызвать у детей желание рассказать, раскрыть содержание картины, уметь сравнивать, фантазировать.
Беседа с родителями: «Что вам рассказал ребенок?».
Апрель
Рассматривание картин:
«Березовая роща» (А. И. Куинджи,
«Перед грозой» (И. И. Шишкин).
Натюрморт:
«Пасхальный натюрморт»,
«Розы» (А. М. Герасимов).
Игра: «Составь свой натюрморт» (из муляжей овощей, фруктов, цветов). Развивать последовательную связную речь. Развивать художественные навыки.
Совместная работа с воспитателем. Чтение художественной литературы.
Май
Выпустить «книжки - малышки», «Мы таланты» (рисунки, рассказы и сказки детей). Совместная работа детей, педагогов и старшего воспитателя.
Май
Праздник «Мир искусства» (для родителей).
(дети экскурсоводы, чтецы, участники праздника). Совместная работа педагога, музыкального руководителя. (заключительная работа).