Таня Махмутова
Педагогический проект «Сказка — ложь, да в ней намек…»
▼ Скачать
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Актуальность.
Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками); снижается познавательная активность. Это происходит, потому что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
Публикация «Педагогический проект „Сказка — ложь, да в ней намек…“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.
Если познавательные (психические) процессы: восприятие, внимание, память, мышление развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества – сказки.
Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Знакомятся с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии.
Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
Информационная карта проекта
Название проекта : «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Участники: Воспитатель, Дошкольники, Родители
Тип: Групповой, долгосрочный, творческий.
Интеграция образовательных областей: Основная общеобразовательная область:
Речевое развитие
Сопутствующие образовательные области: Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Цель Для педагога : Создание условий для формирования и развития речи ребенка при помощи русской народной сказки.
Для детей: Формирование и развитие речи ребенка при помощи русской народной сказки.
Для родителей: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Задачи развития детей в ходе реализации проекта :
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
4. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
5. Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей.
6. Развить у детей интерес к сказкам.
7. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
8. Развивать артистические способности посредствам участия в инсценировках сказок;
Формы работы с детьми: чтение, обсуждение, решение проблемных ситуаций, моделирование
речевая ситуация, беседа, диалог, слушание сказок, инсценировка
Краткое содержание проекта 1 этап : Информационно – проектировочный
разработка тематического плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта. (Приложение 1)
подбор литературного материала
подбор и разработка дидактического и методического оснащения проекта
проектирование взаимодействия воспитателя и родителей;(Приложение 2)
2 этап: Организационно – исполнительный
Выполнение совместной деятельности с детьми по плану.
Мероприятия с родителями.
3 этап: Обобщающий
рефлексия участников проекта; Развлечение. (Приложение 3)
оформление полученного материала по проекту,
создание презентации;
Место проведения: МДОУ «Детский сад №1»
Сроки проведения: январь 2015 года – апрель 2015 года
Возраст детей: 4-5 лет
Время проведения: В соответствии с циклограммой группы: НОД и вторая половина дня.
Ожидаемые результаты
развитие интереса к русской народной литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
формирование и развитие звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
Практическая значимость проекта : В результате работы дети могут:
самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; инсценировать сказки;
воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
«настраиваться» на чтение сказки;
высказывать и элементарно обосновывать первые
литературные предпочтения;
участвовать в совместном обсуждении;
рассказывать по иллюстрациям;
выражать восприятие текста во внешнем действии.
В результате работы родители:
активные участники мероприятий группы;
создадут книгу в подарок детям.