Светлана Агафонова
Родительское собрание «Сказка — ложь, да в ней намек, для родителей урок»
▼ Скачать + Заказать документы
2015 год - год Российской литературы! Мы решили посвятить родительское собрание на тему : "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".
Сказка в гости к нам идет-
Сказку за руку ведет.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка- умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт!
Публикация «Родительское собрание „Сказка — ложь, да в ней намек, для родителей урок“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
в этике существуют две основные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества, как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность,трудолюбие, ответственность,взаимовыручка, патриотизм, честность и многое др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, "заражения", чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство.
Один из путей такого "вмешательства" лежит через сказку.
Сказка. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки вы любили больше всего? Какие сказки читали вам родители? Какие сказки читаете вы своим детям?
(ответы аудитории)
Прежде всего, это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки с прекрасным содержанием и иллюстрациями. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Давайте с вами разберем, чему же учат сказки.
"Репка"-учит быть дружными, трудолюбивыми.
"Маша и медведь" - предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.
"Теремок"," Зимовье зверей" - учат дружить.
"гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка" - в этих сказках звучит наказ слушаться родителей, старших.
Страх и трусость высмеиваются в сказке " У страха глаза велики", хитрость-в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка сестричка и серый волк"
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка", мудрость восхваляется "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", забота о близких поощряется "Петушок и бобовое зернышко".
Дошкольный возраст- возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
Игры, викторины и другие затеи на сказочную тематику помогут организовать интересные и познавательные встречи со сказкой.
"Парад сказочных героев" (загадки о героях сказок)
Загадки сказочных героев :
"Отгадай-ка"
"Короб с потерянными и найденными вещами"
"Блиц-конкурс"
"Четвертый лишний"
"Сколько сказок прозвучало?"
"Сказочная эстафета"
Значение сказки в воспитании ребенка и детского коллектива неоценимо.
Она ярко, выразительно раскрывает все богатство родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает ребенка к творчеству. Сказка формирует представление о добре и зле, с детства закладывает в душу человека заряд оптимизма, ведь в ней всегда побеждает добро, а зло наказывается. Большие развивающие возможности сказки- в формировании комфортного психологического климата в детском коллективе. Творческие задания, театрализация, разнообразные конкурсы, затеи, праздники, игровые программы, викторины, основанные на сказочных сюжетах, представляют интерес для организации межличностного общения, коллективной и групповой работы, создания ситуации самопознания, самоутверждения.
Парад сказочных героев.
"Какая сказка"?
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Кому отморозила? (Лиса и волк)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он,сам того не ведая,
Несет ее домой.
А дорога -нелегка,
А корзина - высока.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
"Доскажи словечко"(по сказкам)
Оперением горя,
Вся сверкает как заря,
А Иван-дурак ночами
Ее ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее. (Жар-птица)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок,
Все ж попался. (Колобок)
ЗАГАДКИ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ.
1."Я убежал от бабушки с дедушкой и решил попутешествовать по свету. Но оказалось, что в этом мире живут злые, жестокие и хитрые существа. " (Колобок)
2."Я знал, что так все закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился. Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул". (Теремок)
3."Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком дедушки, ни с кулаком бабушки. И надо было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Сейчас бы мной все восхищались" (Золотое яичко из сказки "Курочка-Ряба")
ОТГАДАЙ-КА
"Подсказка"
1. Судя по прозвищу, она когда-то перенесла оспу.
. У нее было сразу два хозяина.
. Свои непосредственные обязанности она порой выполняла с блеском!
. Но самый дорогой результат ее усилий однажды уничтожил мелкий грызун.
. Пришлось пообещать восполнить потерю, но уже в обычном варианте исполнения.
2. Главный действующий герой-глава небольшой крестьянской семьи
. Он трудолюбиво возделывал свой огород.
. Благодаря огромному опыту и высокой квалификации он добивался небывалого урожая.
. Для сбора урожая усилия приложили все обитатели его дома.
. Окончательный результат достигнут благодаря усилию мелкого грызуна.
КОРОБ С ПОТЕРЯННЫМИ И НАЙДЕННЫМИ ВЕЩАМИ.
Сказочница : Здесь в этом коробе - потерянные и найденные вещи, их много.
Помогите мне вернуть их в сказки. Так что у меня здесь?
(достает что-то из мешка)
Вот зеркальце. А что это? Яблоко, наливное, золотое.
Нет, нет, не трогайте его, оно ядовитое. Осторожно!
(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
А вот рыба и оторванный волчий хвост.
(Русская народная сказка"Лисичка-сестричка и серый волк")
БЛИЦ-КОНКУРС.
1. Сколько человек тянуло репку в русской народной сказке "Репка"?
(Трое, остальные животные)
2. У колобка на шее был бантик или галстук?
(Не было ничего, в том числе и шеи)
3. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз-поцелуй царевны и женитьба на ней?
("Сивка-бурка")
4. Кто умудрился находиться в одно и тоже время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать. и есть не велить?
(Машенька из сказки "Маша и медведь")
5. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата?
(Баба Яга)
6. Кто из обитателей болота стал женой царевича?
(Лягушка)
БРОСАЙ-КА
Викторина с клубочком
1. Кто с кем спорил, чьи вершки, а чьи корешки?
(Мужик с медведем из сказки "Мужик и медведь")
2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще и пирожки. На пирожках его и провели.
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
3. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина,барыню, их сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину-голову, барыне-гузку, сыновьям- ножки,дочерям-крылышки,себе-туловище)
4. Из какой сказки эти строчки?
Ах, ты Петя -простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок из сказки "Петушок-золотой гребешок")
5. В сказке говорится : "Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку,а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях,и гор высота и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся,звезды в хоровод собираются". А что у нас теперь вместо наливного яблочка и серебряного блюдечка?
(Кино,телевизор,компьютер,бинокль,телескоп и т. д.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
1. Яичко,внучка,дед,мышка.
2. Мышка,лягушка,медведь,бабка.
3. Репка,кошка,волк,мышка.
СКОЛЬКО СКАЗОК ПРОЗВУЧАЛО
ЭТО сказка-небылица, а в ней кроется загадка: сколько сказок прозвучало?
"Сколько сказок прозвучало? Не начать ли все сначала? Жили-были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал Бог им деточек. Вот и говорит старуха старику: "Ступай-ка ты,старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко, не простое,а золотое". И отправился старик синему морю. А старуха у окна села ждать его одна.
А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрашивает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Вот уже и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой воды испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды,да вот беда-оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь-лужица. Дай, думает старуха,напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: "Не пей,старя, козленочком станешь". Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку.
Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь-лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился. Тут взмолилась лягушка: "Не губи меня Иванушка, я тебе пригожусь. " Так оно и вышло,по-лягушечьи.
Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел государь тут же приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя,тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо-песнь заводит, налево-сказку говорит ту, что я вам рассказала.
Какие сказки были использованы?