Светлана Кузнецова
Педагогический проект «Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель проекта :
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, умений планировать свои действия.
2. Задачи проекта :
1. Формирование у детей элементарных знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;
2. Развитие умений и навыков безопасного поведения на улице, различать и называть дорожные знаки;
3. Воспитание умения в повседневной жизни соблюдать правила безопасного поведения на улице;
4. Развитие умения анализировать;
5. Развитие творческих способностей детей;
Публикация «Педагогический проект „Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
6. Сплочение детского коллектива через совместное творчество и игру.
3. Актуальность проекта :
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в не положенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров, к ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил движения неприемлема, а нормативное изложения обязанности пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексики требуют о дошкольников абстрактного мышления, затрудняя процесс обучения и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правила дорожного движения, и делать это нужно через игру.
4. Предполагаемый результат:
Дети должны знать
1. Основные источники и виды опасности на улице
2. Дорожные знаки (пешеходный переход, железнодорожный переезд, пункт первой медицинской помощи, перекрёсток регулируемый светофором и т. д.)
3. Номера телефонов экстренных служб (01,02,03)
4. Стихи, загадки, игры о правилах дорожного движения
5. Значение цветов светофора
Дети должны уметь
1. Соблюдать правила безопасного поведения на улице
2. Обучать данным правилам сверстников через дидактические игры
3. Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше об опасных ситуациях на улице.
4. Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил ПДД
Дети должны иметь представление
1. О последствиях нарушения правил безопасного поведения на улице.
2. О значении цветов светофора.
Первый этап (подготовительный) :
Цель: расширение знаний о правилах безопасного поведения на улице.
Задачи: обучение детей способам безопасного поведения на улице.
Развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать об опасных ситуациях, интерес к способам познания;
Воспитание умения проявлять способы безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
Привлечение родителей к подготовке сбора материала.
С чего мы начали
1. Попросили у родителей рассказать о правилах дорожного движения; о знаках, которые мы встречаем по дороге в детский сад.
2. Родители помогли подобрать книги, иллюстрации, игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные и оборудование для проведения этих игр)
3. Отгадали загадки, прочитали рассказы и стихотворения детских писателей и поэтов о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, познакомились с информацией из детских энциклопедий.
4. Провели с родителями анкетирование (анкеты прилагаются).
5. Изучили соответствующую литературу. В своей работе использовали пособия: Кобзева Т. Г. «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников.», - Волгоград, 2010г. ; Тотров В. Б. «Правила дорожного движения». Учебно-методическое пособие, - Владикавказ, 2010г. ; Игры по правилам дорожного движения, - Владикавказ, 2010г.
6. Дети - наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Составили перспективное планирование по всем возрастам.
7. Для формирования основ правил дорожного движения необходимо рационально организовывать воспитательно-образовательный процесс, чтобы работа велась в комплексе. Под воспитательно-образовательной системой по основам ПДД следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения.
Оформили Уголки безопасности во всех группах.
8. Профилактику детского дорожно–транспортного травматизма, возможно, осуществлять через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов.
Второй этап (практический)
Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах дорожной безопасности.
Задачи: обогащение представления детей о видах и источниках опасности на дорогах.
Развитие умения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности выполнять основные правила безопасного поведения, устанавливать связи, используя игровую деятельность.
Воспитание умения в повседневной жизни переносить опыт безопасного поведения на улице в практику, рассказывать с опорой на личный опыт об этих правилах.
Узнать много о правилах безопасного поведения нам помогла непосредственно образовательная деятельность:
Темы: «Знакомство с улицей»
«Знакомство с трудом шофера»
«Как устроена дорога»
«Сравнение автобуса и трамвая»
«Правила движения – всем без исключения»
«Автомобили, история их возникновения»
«Кто поможет на дороге»
«Правила и безопасность дорожного движения»
«О работе ГИБДД»
«Как следует безопасно играть на улице»
«Незнайка в городе»
Цели: Знакомство детей с правилами безопасного поведения на улице, формирование умения правильно вести себя на дороге, обучение различать и понимать обозначение основных дорожных знаков, развитие умения действовать согласно обозначению встречающихся знаков, воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в транспорте.
Чтение художественной литературы
Пишумов Я. «Машина», «Постовой», «Азбука города», «Просто это знак такой», «Перекресток»
Некрасова Л. «Машина»
Капутикян С. «Поезд»
Усачев А. «Машина»
Барто А. «Грузовик»
Михалков С. «Светофор», «Лягушонок», «Красный, желтый, зелёный», «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор», «Велосипедист»
Суслов В. «Его сигнал для всех закон»
Семернин Е. «Запрещается – разрешается»
Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный», «Авария», «Тормоза»
Северный А. «Три чудесный цвета»
Извекова Н. «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»
Токмакова И. «Счастливого пути»
Ильина М. «Рассказы о машинах»
Серяков И. «Улица, где все спешат»
Кончаловской Н. «Самокат»
Бедарев О. «Если бы»
Носов Н. «Автомобиль»
Юрмин Г. «Любопытный мышонок»
Гальперштейн Л. «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», «Трамвай и его семья»
Арон К. «Еду, еду я по свету»
Андреев Н. «Как человек поехал»
Извекова Н. А. «Правила дорожного движения»
Крас О. «Нужные машины»
Загадки, пословицы и поговорки о правилах дорожного движения, видах транспорта.
Цели: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям, поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, формирование умения выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям.
Художественное творчество
Рисование: «Дорожные знаки»
«Мы едем, едем, едем»
Лепка: «Грузовые машины», «Транспорт»
«Дорожный знак»
Аппликация: «Светофор – дороги семафор»
Цели: Закрепление знаний о дорожных знаках, их положении на дороге, развитие умений вписывать изображение в определенную геометрическую форму; закрепление навыков сюжетного рисования, развитие композиционных умений, закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, развитие умения лепить по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности, привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.
Дидактические игры
Игра – вид детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми.
Игра включает в себя:
• умственное развитие;
• нравственное развитие;
• психическое развитие;
• физическое развитие;
• эстетическое развитие.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предполагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В ДОУ собран наглядный материал, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
Каждый ребенок имеет возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
1. Угадай транспорт
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила : называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
2. Играй да смекай!
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила : изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
3. Мы – водители!
Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила : придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.
Материалы:
1) карточки с дорожными знаками по сериям : дорога идет в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;
3) маленькая машина или автобус;
4)зеленые кружки - 30 шт.
4. "Светофор"
Цель:
1. Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
2. Закрепить представление детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).
Материал: цветные картонные кружочки (жёлтые, зелёные, красные); макет светофора.
5. "Угадай, какой знак"
Цель:
1. Учить детей различать дорожные знаки.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Настольно-печатные игры.
1. "Летит, плывёт, едет"
- Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.
2. "Дорожные знаки"
- Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения.
3. "Дорожная азбука"
- Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками.
4. "За рулём"
- Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать:
• транспорт города
• грузовые
• мототранспорт
• легковые
• спецмашины.
5. "Красный, жёлтый, зелёный"
- Игра способствует изучению правил дорожного движения.
6. "Доски Сегена" :
"Правила дорожного движения"
"Транспорт"
"Город"
Цель: подбирать вкладыш в соответствии с изображением, закрепляя основные понятия
6. Работа по взаимодействию с родителями в рамках проекта :
1. Анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города»,
2. Памятка:«Родителям о правилах дорожного движения»,
3. Папки-передвижки «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки», «Папа! Папа! Не забудь, меня к креслу пристегнуть!»,
4. Беседы на темы: «Как научить ребёнка переходить дорогу», «Как вы гуляете с ребёнком по улице».
5. Консультации: «Правила дорожного движения», «Улицы города»
6. Стенд «Добрая дорога детства»
7. Работа с педагогами :
1. Консультации на темы «Организация игр на транспортной площадке», «Что должен знать воспитатель о ПДД», «Меры по снижению детского дорожно-транспортного травматизма»
2. Педагогический совет «Внимание: ребёнок и улица»
3. Мастер-класс «Светофор»
Третий этап (заключительный)
В результате систематической работы по обучению правилам дорожного движения, были достигнуты значительные успехи, что доказывает диагностическое обследование:
Итоги проекта :
Дети познакомились со значениями слов : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор, регулировщик.
Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода.
Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для дидактических игр.
Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.