Вера Папирова
Педагогический проект «Сенсорные игры в развитии детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проекта
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов :
• цвет
• форма
• величина
Задачи сенсорного развития детей :
Образовательные:
Публикация «Педагогический проект „Сенсорные игры в развитии детей среднего возраста“» размещена в разделах
развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие :
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей среднего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей.
Задачи проекта :
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей среднего возраста.
• Разработать программу сенсорного развития детей.
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей среднего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей
Сроки проекта : сентябрь–апрель 2013-2014 г. (среднесрочный)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители средней группы №4.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей :
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям.
планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков : «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;
Оборудование «дидактического стола»;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Подбор заданий и проведение диагностическое наблюдение;
По результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус).
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
Оформление стендов для родителей по теме проекта;
Консультации для родителей.
реализация:
Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
Подведение итогов
реализация:
Повторное диагностическое наблюдение детей;
Проведение заключительного занятия;
Самооценка, выводы.
Результаты проекта :
В ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать дидактические игры;
У детей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
В ходе проекта с помощью родителей изготавливаются игры и пособия :
-«Колеса для машин»;
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
В ходе проектной работы пришла идея создания «сенсорного дерева». Дерево чудес представляет собой объемный ствол из фетра, прикрепленный к стене. Для работы с дидактической игрой изготавливаются игрушки из фетра на развитие мелкой моторики и сенсорного развития. В соответствии со временем года «Чудо-дерево» может быть летним, осенним, зимним, весенним ( игрушки фетра: листья, снежинки, насекомые)
Цель создания дерева развитие творческих способностей детей : продуктивности, оригинальности и гибкости мышления через решение творческих задач.
Задачи:
- развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству
- развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы
- развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания
- развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения дивергентных задач.
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей;
Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;