Валентина Жилина
Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность позволяет игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:
Публикация «Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- с игрушками и предметами
-словесные
-настольно-печатные
В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются К. Г. Н. и нравственные качества- заботливое отношение к партнеру по игре- кукле, которое переносится потом на сверстников.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие, знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом, формой, величиной, качеством. Играя, малыши приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы.
Например игра «Помоги Мишутке найти свою тарелку». В этой игре дети сравнивают предметы по размеру.
А игра «Разноцветный сундучок» похожа на всем известную игру «Чудесный мешочек».
Дети в моей группе любят играть в игру «Волшебный кубик». Эта игра мне очень нравится. Она идет на закрепление, то есть, если занятие идет на тему: «Транспорт». Я наклеиваю (машину, самолет).
В дидактические игры входят так же словесные игры. Например мы играем в игру «Эхо». Я говорю громко, а дети отвечают тихо.
Настольно-печатные игры- интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, лото, домино) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминающие свойства количества и расположение картинок и составление разрезанных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В своей работе я использую многофункциональную игру «Нарядные куклы».
Данная игра предназначена для детей 2-3 лет. Эта игра охватывает и сенсорное развитие, и активизацию речи ребенка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх Основных цветах предметов (красный, синий, зеленый, желтый).
Эта игра имеет три варианта.
Первый вариант игры : «Изготовим бусы»
Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что они очень торопились, куклы хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы.
Второй вариант игры : «Для кого бусы?»
Играя в эту игру, дети учатся нанизывать воображаемые бусы на шнурок. В начале, дети выбирают нужные бусины одного цвета из четырёх предложенных. Ребёнок берёт шнурок и начинает нанизывать бусы одного цвета, воспитатель помогает детям, если они затрудняются. И вот бусы готовы, педагог завязывает шнурок. Следующее задание дети должны найти куклу, для которой они собрали бусы, и помочь их надеть.
Третий вариант игры : «Во что играют куклы»
Педагог обращает внимание детей, что наши знакомые куклы перепутали и смешали все свои игрушки и просят помощи у детей.
Воспитатель
- у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки и палочки, давайте детки поможем нашим куклам
Можно на двух детей давать одну куклу, тогда один ребёнок выбирает грибочки, а другой палочки заданного цвета.
Мои дети любят играть в игру «Кто, что услышит». Мы вначале изучили правила этой игры, а сейчас дети играют в неё самостоятельно.
Например, в игру «Пузырь» мы играем всей группой.
Например игры «Принеси игрушку», «Найди и принеси» .
Дидактическая игра хороша ещё тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижении результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
В моей группе есть дети, которые с большим трудом привыкали к совместным играм. Я их приучала к этому, объединяла с более спокойными сверстниками. Побуждала детей обмениваться игрушками.
Такие действия вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других детей, подталкивает к подражанию.
Дидактическая игра хороша, как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.