Алла Ефимова
Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста.
Игра – один из ведущих видов деятельности детей.
Эволюция функции игры как ведущей деятельности дошкольника заключается в развитии его способности к условным действиям, мысленному экспериментированию, выбору условно исполняемых ролей, пониманию смысла роли, воспроизведению своего понимания и приобретению для этого социальных умений. Это совокупная психическая деятельность развертывается в условном игровом образном пространстве, в котором ребенок приобретает реальный опыт, вариативно более богатый, чем опыт освоения окружающего мира. Поэтому ученые утверждают, что чем больше ребенок играет, тем умнее становится.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра рассматривается как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника. Умение смотреть на мир добрыми глазами, ощущать уверенность и свою защищенность, а также выстраивать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками легче и естественнее в игре.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Нелишне будет заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, вопросов, предложений.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактическая игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации и проведению. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и д. р.) объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья и д. р.). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширить и уточнить знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение и классификацию, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти и внимания.
Дидактические игры с предметами будут занимать особое место в нашей работе с детьми средней и старшей группы по развитию памяти и познавательной активности, так как они учитывают все возрастные особенности малышей : непроизвольность психических процессов, ведущую роль зрительного восприятия и активность ребенка, так как за восприятием обязательно следует действие.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры рассчитаны в основном для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Словесные игры отмечаются тем, что процесс обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами. Помимо речевого развития, формирование слухового внимания и памяти, с их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.
Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры, ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами, называет что делают игрушки и т. д., а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, воспитательно-образовательная ценность пропадает. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается.
Дидактическая игра и упражнения как нечто иное отвечают условиям совершенствования как непроизвольной так и произвольной памяти. У младшего дошкольника во время дидактической игры развивается непроизвольная память. При постоянном использовании дидактических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности ребенка к среднему возрасту происходит возникновение и совершенствование произвольной памяти.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.