Марина Капитонова
Педагогический проект «Роль математических загадок в развитии старших дошкольников коррекционной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание творческой личности - главная задача современных педагогов, а творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упускать тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилы, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает математическая загадка.
Публикация «Педагогический проект „Роль математических загадок в развитии старших дошкольников коррекционной группы“» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Целью моего проекта является определение роли математических загадок в развитии старших дошкольников в речевой группе.
Я выдвинула гипотезу о том, что использование математических загадок в обучении оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи проекта :
• Стимулировать умственную активность детей посредством занимательного материала.
• Развивать мышление, память, речь, внимание, воображение.
• Формировать качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, быстроту реакции.
• Расширить запас знаний и представлений об окружающем мире.
• Способствовать устранению нарушения звукопроизношения с помощью расширение словаря детей.
На основе анализа педагогической литературы мной были обоснованы принципы реализации проекта. К ним относятся:
• Индивидуально-личностный принцип
• Принцип сотрудничества
• Принцип наглядности
• Ценностно-смысловой принцип
• Принцип сознательной активности
• Принцип креативности (творчество)
Опираясь на работы К. Д. Ушинского, я определяю математическую загадку не только как игру, но и как средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.
Он говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».
Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки-развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов отбора загадок : доступность содержания, опыт ребенка, психологические особенности возраста.
Формами работы выступают:
Математические занятия
Развлечения
Дидактические игры
Прогулки, п/и, наблюдения
Консультации, ширмы, КВН для родителей
Индивидуальная работа
Физ. минутки
Чтобы вызвать интерес к математическим загадкам, по рекомендации Ю. Г. Илларионовой, я в своей группе при отгадывании загадок ставлю конкретную цель, не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. (Загадки-шутки, развлечения, задачки, веселый счет).
В утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное время, знакомлю детей с явлениями природы, с окружающим через иллюстрации, фото, книги, наблюдения, игры. Тогда доказательства детей будут полными. Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи (это очень трудно в логопедической группе, обращаю на языковые особенности загадки. Учу детей замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан. Чтобы провести анализ языка загадки, обращаю внимание на её построение. Для этого предлагаю детям несколько загадок об одном предмете (о числе, о форме). Чтобы показать детям, что есть возможность сказать по-разному, ёмко, красочно об одном и том же. Использую различные иллюстрации, картины, литературные произведения: «Весёлый счёт» Е. С. Аксаментова, «Математика в загадках, играх и стихах» Е. Деньго, «Картинки-Викторинки» Н. Артёмова.
В группе создан уголок «Занимательная математика». Математическая загадка-любимый жанр народного творчества детей всего мира. Загадка – это игра, именно в ней, благодаря доброжелательному юмору я нахожу в ней лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Предлагаю детям поучаствовать в развлечениях, занятиях. В них дети становятся более самостоятельными, воспитанными, смелыми. Для всестороннего развития при отгадывании загадок я стараюсь вызвать интерес к доказательству и рассуждению. По рекомендации Ю. Г. Илларионовой, организую соревнования: «Кто правильнее докажет?», «Кто интереснее докажет?».
Математическую загадку использую как часть занятия, так и как целое. Иногда обыгрывание занимает все занятие. Например «Загадки Царицы Наук», ««Увлекательное путешествие в страну «Математику» за книгой», «Загадки Математики». В течение всего занятия использовала различные математические загадки.
Математические загадки использую также в дидактических играх.
Например: «А ну-ка, угадай!», «Я знаю 5 имён», «Правильно и неправильно». Математические загадки развивают память детей, наблюдательность, способность к рассуждению, внимание, речь.
Для развития мелкой мускулатуры пальцев рук предлагаю загадки-раскраски, где дети выполняют задания на внимание, память и умение действовать логически.
Для развития математических способностей, в частности счета использую загадки с цифрами : «Найди и закрась», «Веселая матрёшка», «Где цифра?», «Найди цифру». У детей развивается усидчивость, внимание, зрительная память, быстрота реакции.
С помощью загадок-шуток, обманок у детей поднимается настроение, появляется интерес, желание отгадать загадку. Я стараюсь привлечь малоактивных и застенчивых детей, им очень нравится, выполняют задания с удовольствием.
В П/И, например, «Неделька, стройся!», закрепляя дни недели, дети отгадывают и доказывают правильность отгадки.
Логические загадки способствуют развитию у детей навыков доказательной и описательной речи. В работе я обращаю внимание не на то, как быстро отгадывают загадку, а на интерес детей к процессу сравнения, сопоставления, обсуждения поиска отгадки. Расспросы, споры, предложения – все это развивает речь детей, творческое воображение, образное мышление детей логопедической группы. Вместе с детьми мы сделали книгу «Занимательная математика», в которой сами дети придумали логические загадки, кроссворд, шарады.
Использую загадки о геометрических фигурах, в которых дети рассуждают, предлагают свои загадки.
Например: «Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки». Дети отгадывают предмет, называя фигуру (квадрат).
Дети, по образцу, с помощью счетных палочек, выстраивают фигуры.
В течение дня провожу пальчиковую гимнастику и физ. минутки с элементами математических загадок, в которых дети выполняют движения с текстом, развивая речь, что способствует правильному звукопроизношению.
В работе с родителями использую различные формы взаимодействия – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, ширмы, игры-викторины, развлечения. С целью повышения интереса родителей к использованию математических загадок в семье.
Итогом всей работы является участие в интеллектуальном турнире способностей «РостОК».
С 2013 года дети участвуют и занимают призовые места. В феврале 2015 приняли участие 10 ребят, каждый из которых получил призовое место.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. Использование математических загадок в обучении оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Она создает доброжелательную атмосферу в группе, побуждает ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизируется речь детей. Также она способствует устранению нарушения звукопроизношения, расширяет и обогащает словарь детей.