Тамара Рычкова
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 6)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Публикация «Педагогический проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста“ (часть 6)» размещена в разделах
Продолжение
«Найди цветок для бабочки»
Задачи. Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой», знакомить с названиями основных цветов.
Оборудование. Плоскостные изображения цветов и бабочек разного цвета.
Ход игры. Выкладываю на столе цветы четырех цветов и показываю бабочек, объясняю, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Рассматриваем бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же», бабочку не видно – она спряталась. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.
В конце занятия подвожу итог, называю цвета и показываю их: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
Игра усложняется за счет увеличения количества пар (цветков и бабочек) или добавления других цветов спектра.
«Привяжи ленточки к шарикам»
Задачи. Способствовать формированию у детей цветовых представлений.
Обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Оборудование. Карточки с изображением трех ниток разного цвета, плоскостные шары тех же цветов.
Ход игры. Показываю детям листок, на котором нарисованы разноцветные нитки и говорю: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит листочек. Посмотрите на него и скажите. Что вы на нем видите. Правильно разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой – желтый, к синей – синий и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается». Прикладываю к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняю детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязать» к ниткам. Затем показываю неправильно подобранные по цвету шары. Объясняю, что привязывать эти шары к ниткам нельзя, т. к. они неправильно подобраны по цвету. Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, вначале сама подбираю и «привязываю» по два шарика на их полоске, а последний предлагаю найти и «привязать» самостоятельно.
«Спрячь мышку от кошки»
Задачи. Продолжать учить детей различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально – положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.
Оборудование. Домики с окошками, в которых изображены мышки, окошки – ставни тех же цветов, игрушка кошка.
Ход игры. Дети сидят на стульях вокруг стола. На столе разложены три – четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку окошки – ставни к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Я прячу мышку в один из домиков и объясняю, что надо закрыть окошко, а то кошка найдет мышку. Обыгрываю этот момент: беру одну ставню, цвет которой не подходит и прикладываю к домику. Убираю. Затем ищу окошко такого же цвета, как дом. Наконец нахожу окошко нужного цвета, закрываю мышку и обращаю внимание на то, что окошка не видно: оно слилось с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра повторяется. В конце говорю, что дети хорошо спрятали мышек, правильно подобрали окошки к домикам – все домики и окошки одинаковые.
При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.
Подвижная игра «Светофор»
Задачи. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп, зеленый разрешает (иди).
Оборудование. Самодельный светофор (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зеленой, с другой – красной бумагой).
Ход игры. Знакомлю детей со светофором, показываю, как загорается свет (поворачиваю круг зеленой и красной сторонами). Прошу детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, предлагаю поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи – это трамвай. Другой вариант. Дети имитируют движение машин – держат в руках рули. Один ребенок исполняет роль милиционера (действует светофором). При появлении красного сигнала трамвай останавливается, зеленого – едет (дети передвигаются по комнате).
Игры на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур
Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какие – либо изображения, геометрическую фигуру по образцу.
Упражнять в составлении предмета из отдельных частей (геометрические фигуры).
«Собери машину»
Задачи. Закреплять основные цвета. Обратить внимание на пространственное расположение деталей, на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается. Продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой к взрослому. Оборудование. Плоскостные части предметов.
Ход игры. Раздаю детям наборы частей предметов, но у каждого не хватает по одной детали. Они находятся у меня, я просшу сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, кабины, кузова). Я объясняю, что у меня есть какие-то части предметов, но не знаю, кому какую дать. Побуждаю детей вежливо обращаться ко мне с просьбой и раздаю нужные детали, дети завершают изображение.
Развитие тактильно – двигательного восприятия
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
«Что лежит в мешочке»
Задачи. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
Оборудование. Парные предметы – объемные геометрические формы (шар, кубик, овоид - яйцо, пирамида и др., предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др., «чудесный мешочек», салфетка или ширма.
Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Прошу одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимаю салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Предлагаю детям проверить выбор, достаю из мешочка кубик и показываю. Дети называют предмет. Хвалю ребенка и спрашиваю, как он узнал, что там был кубик, помогаю выделить грани у кубика, сравниваем его с яблоком, говорю, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора даю только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой – матрешка, яблоко и шар, а в мешочке– шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.
Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую – и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается прежним.
Развитие неречевого слуха
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка.
«На чем играл зайка»
Задачи. Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); развивать слуховое внимание.
Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла, барабан, детская гармошка.
Ход игры. Показываю детям поочередно барабан и гармошку, называю каждый из инструментов, показываю их звучание. Ставлю оба инструмента на стол и снова играю на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла, ребенок) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Ставлю на стол ширму, закрываю ею от детей зайца и инструменты. Бью по барабану, снимаю ширму и спрашиваю, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.
«Шуршалки, шумелки»
Задачи. Развивать детское творчество, совершенствовать слуховое восприятие. Способствовать снятию эмоционального напряжении, созданию положительного эмоционального климата в группе.
Оборудование. Различные шумовые инструменты, сделанные из бросового материала (различные пластиковые, металлические емкости, наполненные крупой, деревяшками, монетами и др.).