Скурихина Наталья Викторовна
«Знакомство с гербом Российской Федерации». Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в подготовительной группе "Знакомство с гербом Российской Федерации"
(из цикла бесед "Разговоры о важном")
Подготовила :
Скурихина Наталья Викторовна,
воспитатель высшей категории
ШМДОКУ «Солнышко»,
пгт. Ленинское
Цель: формировать нравственные качества личности дошкольника как важный аспект патриотического воспитания.
Задачи:
Публикация «„Знакомство с гербом Российской Федерации“, Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Формировать у детей представления о российской символике : о функциональном значении герба, символическом значении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
Развивать положительные качества личности дошкольников, познавательные способности, психические процессы, навыки взаимодействия в подгруппе; обогащать словарный запас.
• Воспитывать чувство гордости за родную страну, уважения к российской государственности, стремления защищать любимую родину от врагов.
• Демонстрационный материал: конверт с буквами (герб, картинки с изображением русского воина, флага, герба, книги с изображением символики, паспорт, свидетельство о рождении, дипломы, наградные документы с изображениями государственной символики России.
Раздаточный материал: (по количеству детей) : денежные монеты, белые листы бумаги, простые карандаши.
Для работы в подгруппах : картонные заготовки щита герба для вырезания, распечатанные изображения двуглавого орла для раскрашивания.
Ход занятия:
Дети принимают гостей в группе :
- проходите, мы вам рады!
В-ль: дети, подойдите ко мне. Я хочу вас о чем то спросить и что то вам показать. (в руках у воспитателя конверт с буквами)
В-ль:
-скажите в какую группу вы ходите? (подготовительную)
-это значит, что с вами можно вести серьезные разговоры? (дети отвечают)
В-ль: так вот у меня к вам сегодня такой разговор! А о чем он, вы узнаете, если сможете сложить слово из букв, которые в моем конверте.
(прикрепляю буквы магнитами к мольберту. Дети выполняют задание. Направляю - пробуйте, продумывайте разные варианты)
-Молодцы! Какое слово у нас получилось? (герб)
В-ль: Что такое герб? (это символ России)
- какие еще символы России вы знаете? (флаг и гимн)
-про флаг и гимн мы с вами уже беседовали, а вот про герб я узнала интересные факты, могу поделиться информацией, хотите?
Воспитатель: Герб так же, как и флаг, является символом государства. Появились они давно, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг и герб помогали воинам определить, где свои войска, где вражеские.
-Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей)
Дети: Копьё и меч.
-Чем защищали себя древние воины и рыцари?
Дети: Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами.
Воспитатель: Но флаг был только один - у знаменосца. В сверкающих металлических латах в разгар боя воинов трудно было различить. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Щит большой, и рисунок на нём хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным.
Упражнение «Животное на моем гербе»
- а кого бы нарисовали вы, если бы создавали свой герб?
(спрашиваю 3-4 человек)
-очень интересные ответы. Обязательно вернемся к этому вопросу.
В-ль: Продолжаю делиться с вами интересными фактами.
Воины-рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих.
Воины очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их. Так постепенно вырастал целый город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города, постепенно гербы появились у городов и стран.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб.
- я немного рассказала вам историю появления герба. Услышали ли вы в моем рассказе какие- то новые слова? (ответы детей)
Упражнение «Обьясни словечко»
- понятно ли вам слово доспехи (специальная одежда из прочных материалов от поражения оружием, латы? (специальные металлические накладки для защиты тела отстрелы, копья) рыцарь (воин, всадник)
Хвалю:
- молодцы, что были такие внимательные вовремя моего рассказа.
Герб – это отличительный знак, эмблема или символ страны. Российскому гербу более пятисот лет.
-Давайте рассмотрим герб нашей страны – России
-что вы видите? (ответы детей)
(обобщаю) Герб представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл.
-Почему цвет щита красный? (красивый, похожий на кровь и др).
У меня сегодня есть помощница, (в объяснении участвуют заранее подготовленные дети –помощники) которая нашла правильный ответ, Лена, пожалуйста.
(Красный щит на гербе это сила. Храбрость, мужество, героизм, любовь к родине. Еще красный цвет говорит о крови, которая пролита народом при защите своей земли.)
-Что вы знаете об орле? Какая это птица?
Дети: Сильная, гордая, красивая.
Воспитатель: А ещё орёл - самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Орёл золотого цвета, как солнце и даже крылья орла расположены как солнечные лучи.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?
Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. (Степа К)
Но почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
Воспитатель: Наша страна Россия очень большая, и головы орла смотрят на запад и на восток, чтобы охранять государство. Орла на гербе России называют двуглавый орёл.
В России живут люди разных национальностей. Чтобы в нашей стране был мир, жители России должны быть дружными, помогать друг другу, объединяться вместе, быть едиными.
Воспитатель: А что вы видите на головах орла?
Дети: На головах орла мы видим короны.
Воспитатель: Как вы думаете, что корона обозначает? Кто носил короны?
Предположения детей. Короны были у царей.
Воспитатель: Корона – символ власти и законности. Это означает, что наша страна живёт по законам чести и справедливости. А что в лапах у орла?
Дети: Правой лапой орёл сжимает железную палку.
Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
Воспитатель: Его называют держава. Держава – значит могущество, то есть наша страна могучая. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.
- посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе (На груди орла находится изображение всадника)
Дети: Всадника, который побеждает змея
Воспитатель:Верно. Всадник изображен на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ.
-Что в руках у всадника?
Дети:Копьё.
Воспитатель:Зачем оно ему?
Дети: Чтобы победить змея.
Воспитатель: Верно,в правой руке - серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона.
Дети: Добро побеждает зло!
Всадник на коне – это защита, героизм, справедливость и добро. Чёрный дракон – это символ зла. Дракон повержен героем. Что это означает Победу добра над злом. (Есения)
Воспитатель: Итак, наш герб символизирует силу и непобедимость, законность и справедливость, а еще победу добра над злом.
Ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. О гербе написано много стихотворений. Послушайте одно из них:
Герб России- не простой,
На щите - орел златой,
Коронованный. Двуглавый,
держит скипетр и державу.
Эта царственная птица
Зорко смотрит на границы
Государства своего
Бережет покой его!
У орла нагрудный щит.
Воин на коне сидит
Змея он копьем пронзает
Родину от зла спасает.
Всем защитникам державы –
слава, слава, Слава!
Физкультминутка «Моя страна»
Посмотрю на карту я (вытягивают вперед ладони)
Вот российская земля! (соединяют пальцы рук)
Есть леса тут и озера, горы, реки и моря (загибают пальцы)
Я люблю тебя Россия (делают сердечко)
Ты же Родина моя (обнимают себя за плечи)
Экспериментирование «Что изображено на монетах?»
В-ль : а сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать и самостоятельно получить изображение герба.
Воспитатель: Я предлагаю выполнить следующее задание: у вас на столах лежит лист бумаги, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют.) Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение?
Дети: На монетах, на документах. Печатях и штампах. Грамотах, дипломах, в паспорте, свидетельстве о рождении.
Воспитатель: Верно. Герб подтверждает подлинность важных документов. Воспитатель: подойдите ко мне. Давайте рассмотрим, где можно увидеть герб?
Дети:(Рассматривают выставку предметов с изображением герба России.) На знамёнах, печатях, на паспорте, на аттестате, на наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Творческая мастерская «Изготовление герба»
Воспитатель: В нашей группе сегодня открыта мастерская, где вы сами сможете изготовить герб. Хотите?
-Проходите, занимаете места за столами.
-За этим столом будут трудиться мастера над созданием гербового щита. а здесь художники будут раскрашивать двуглавого орла. Когда работа у вас будет выполнена, мы сможем соединить части герба. (выполняют работу).
-Замечательные гербы у нас получились! Настоящие! (по желанию детей, работы можно подарить воспитателям других групп)
технология «Интервью»
Воспитатель: дети, хочется узнать ваше мнение, на сколько полезной была наша с вами работа сегодня? Для этого я воспользуюсь микрофоном и возьму у вас интервью: (технология «Интервью»)
Что нового ты сегодня узнал?
Что тебя удивило?
Чем понравилось заниматься?
Пригодятся ли эти знанья тебе в жизни?
В-ль: Сегодня мы говорили о главных и важных символах России. все граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном! Запомните : к символам государство отношение должно быть уважительным!