Зульфия Загидуллина
Консультация «Музыкально–ритмическая деятельность детей с ОВЗ на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмика является одним из разделов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности.
Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности, активизировать мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Публикация «Консультация „Музыкально–ритмическая деятельность детей с ОВЗ на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкально – ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально - волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.
К одной из форм нарушения развития ребёнка относится - задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У детей с ЗПР наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста, запаздывает формирование ходьбы, речи, этапов игровой деятельности.
У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У таких детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Для ребёнка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Одной из эффективных педагогических технологий, применяемых на музыкальных занятиях, является коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика наиболее эффективная технология для детей с ЗПР, построенная на сочетании движений, музыки и слова. Её целью является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Занятия коррекционной ритмикой способствуют оздоровлению всего детского организма в целом, а также развитию творческих способностей детей.
В музыкальные занятия включаю частично те или иные коррекционные упражнения, необходимые на данном этапе в конкретной группе детей с ЗПР, построенные на сочетании музыки, движения и слова.
Можно выделить несколько блоков коррекционно – развивающих задач, реализуемых на занятиях:
- развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально – ритмических движений;
- развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных качеств.
Приведу примеры игр и упражнений каждого блока:
- «Двигательная разминка». Используются основные виды движений: различные виды ходьбы, перестроения, бег в разных направлениях, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе.
- Упражнения с предметами.
Цель: развитие мышечной регуляции, ритмичности движений и пространственных представлений.
- Упражнение «Вот такие звери».
Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.
На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки.
-Упражнение «Запомни своё место в колонне».
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.
- Игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы».
Цель: развитие мышечных и кинестетических ощущений и умение передавать заданный образ.
Игры, включённые в занятия, имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развития мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную активность ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать своё место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.
Завершаются занятия релаксационными упражнениями, которые сопровождаются тихой, спокойной музыкой.
Воспитанники проявляют достаточный интерес к музыкальной деятельности, испытывают радость от общения с музыкой, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, узнают типичные музыкальные образы.
Дети самостоятельно или с поддержкой взрослого выполняют музыкально – ритмические движения, используя при этом всё пространство зала, передают в движениях характер музыки, средства выразительности, общий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных играх; воспроизводят хлопками простые ритмы.