Екатерина Кияйкина
Педагогический проект «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
Публикация «Педагогический проект „Семейные ценности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
• Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
• Разобщенность между семьей и детским садом.
Актуальность:
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семейные традиции – культурное наследие».
Новизна:
Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Практическая значимость результатов:
Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.
Цель проекта :
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Задачи проекта :
Образовательные
• формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях;
• обогащать активный словарь детей.
Развивающие
• развивать творческие способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.
• формировать речь и коммуникативные навыки у дошкольников;
• развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные
• воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость);
• формировать умение проявлять заботу о родных людях;
• показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Участники проекта :
- Дети старшей группы;
- Музыкальный руководитель;
- Родители;
- Воспитатели старшей группы детского сада.
Вид проекта :
по доминирующей в проектной деятельности : информационно-практико-ориентированный;
по числу участников проекта : групповой;
по времени проведения: долгосрочный.
Основные формы организации проекта :
• Организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.
• ООД по теме проекта
• ООД музыкального руководителя с детьми;
• мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
• индивидуальная работа с детьми;
• оформление альбома по теме проекта;
• выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме проекта.
• семейные развлечения, конкурсы, праздники
Формы работы с участниками проекта.
С детьми:
• Организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.
• Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.
• Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
• Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;
• Семейные развлечения, конкурсы, праздники.
С родителями:
• наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада);
• беседы и консультации;
• родительское собрание в рамках реализации проекта;
• анкетирование;
• семейная копилка «Расскажи о семейных традициях»;
• развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей;
• создание мини – музея;
• участие родителей в фотовыставке.
Педагогические принципы :
• принцип доступности (предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей);
• принцип наглядности;
• принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
• принцип системности;
• принцип результативности (предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал);
• принцип развития самоценных форм активности (в соответствии с этим принципом воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные).
Методы и приемы:
Словесные:
• Рассказ воспитателя.
• Рассказ ребенка.
• Беседы – диалоги.
• Речевая ситуация.
• Чтение и обсуждение произведений художественно литературы и фольклора по теме проекта.
• Разучивание стихов, произведений устного- народного творчества.
• Сочинение рассказов и сказок о семье.
Наглядные:
• Наблюдение.
• Демонстрация мультфильмов.
• Фотовыставка.
• Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.
Практические методы:
• Дидактические упражнения
• Упражнения по развитию дикции, интонационной выразительности речи.
Игровые:
• Дидактические игры
• Подвижные игры
• Сюжетно – ролевые игры
• Игры-драматизации.
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
• Здоровьесберегающие технологии:
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.
• Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Программно - методическое обеспечение реализации проекта :
• «Детство» : основная общеобразовательная программа дошкольного образования, автор Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕММ»,2011.
Книги:
• Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе
«Детство», СПб, 2001.
• Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
• Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
• Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008.
Журналы:
• Ребенок в детском саду.
• Дошкольное воспитание
Ресурсы интернета:
• Мультфильм «Свинка Пеппа»
https://www.youtube.com/watch?v=CDuaBzyb6P8
• Мультфильм «Осминожки»
https://ok.ru/video/219872299760
• Мультфильм «Приключения пингвиненка Лоло»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Приключения_пингвинёнка_Лоло
• Мультфильи «Мешок яблок»
https://www.youtube.com/watch?v=AvoeI4SjY8o
Картотеки:
• Пальчиковые игры
• Дидактические игры.
• Сюжетно – ролевые игры.
Наглядно - дидактические пособия:
• Сюжетные картинки и демонстрационный материал по теме «Моя семья»
• «Умные карточки» по теме «Мой дом»
• Наглядное пособие «Древо семьи»
Материально – техническая:
• Картинки;
• Иллюстрации;
• оборудование и атрибуты для дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных игр;
• аудио – и видеотека;
• книги и альбомы по теме;
• альбомы, бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, фломастеры, гуашь;
• настольно - печатные игры.
Реализация образовательных областей:
1. Позновательное развитие
2. Речевое развитие
3. Социально – комуникативное развитие
4. Физическое развитие
5. Художественно – эстетическое развитие
Этапы работы:
1-й этап – подготовительный (разработка проекта) срок с 02.09.2019г. по 31.09.2019г.
Деятельность педагогов :
• определение проблемы, постановка цели и задач;
• составление перспективного плана мероприятий;
• определение методов работы;
• подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
• подбор и создание слайдов, презентаций;
• подбор материалов для продуктивной, музыкально-художественной и коммуникативной деятельности детей;
• создание и подбор картотек по теме проекта;
• подбор наглядно-дидактических пособий, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
• введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
• формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
• определение круга актуальных и посильных задач.
2-й этап – основной (реализация проекта), срок с 01.10.2018г. по 04.05.2019г.
• Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
• Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
•
3-й этап – заключительный (обобщающий) срок с 07.05. 2019 г. по 31.05.2019 г.
• Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
• Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
• Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемый результат :
• Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
• Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
• Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
• Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
• Оснащение предметно - развивающей среды в группе.
• Создание мини – музея семейных традиций.
• Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Дорожная карта проекта «Семейные традиции».
№ Содержание Сроки Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1. Диагностика (определение уровня знаний детей по теме проекта) Сентябрь Воспитатель
2. Введение детей в проблемную ситуацию.
Проблемные вопросы:
• Что такое семья?
• Что такое семейные традиции?
• Для чего нужны семейные традиции»
Сентябрь Воспитатель
3. Обсуждение темы проекта, задач с детьми. Сентябрь Воспитатель
Работа с участниками проекта.
1. Разработка плана мероприятий на год Сентябрь Воспитатель
2. Созданий необходимых условий для реализации проекта. Сентябрь Воспитатель
3. Подборка необходимой литературы по данной теме. Сентябрь Воспитатель
Работа с родителями.
1. Знакомство родителей с целью и задачами проекта «Семейные традиции»
Сентябрь Воспитатель
2. Анкетирование родителей на тему «Семейные традиции».
3. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами. Сентябрь Воспитатель
4. Привлечение к участию в выполнении необходимого материала для реализации проекта Сентябрь Воспитатель
Практический этап
1. Беседа «Моя семья».
Октябрь Воспитатель
2. Д/и «Что такое хорошо, а что такое плохо».
3. Ситуативный разговор «Как я помогаю дома».
4. Просмотр мультфильма «Свинка Пеппа».
5. Лепка (в свободной деятельности) «Испечем торт для мамы».
6. П/и «Найди свою пару и обнимись».
7. Развлечение «Золотые окошки осени»
1. Рассказ воспитателя «Состав семьи».
Ноябрь
Воспитатель
2. Речевая игра «Угадай и назови» (назвать членов семьи)
3. Прослушивание песен о маме.
4. Чтение произведения С. Баруздин «Мама».
5. Аппликация (в свободной деятельности)«Портрет мамы».
6. Пальчиковая гимнастика.
«Семья».
7. Драматизация: «Петушок и бобовое зернышко»
1. Беседа «С кем я живу».
Декабрь Воспитатель
2. Составление рассказов из личного опыта «Семейные праздники».
3. Игровая ситуация «Кем я могу гордиться в своей семье».
4. Д/и «Скажи наоборот».
5. Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
6. Заучивание пословиц о семье.
1. Беседа «Как моя семья встречает Новый Год»
Январь Воспитатель
2. Просмотр мультфильма «Рождество»
3. Д/и «Моя семья, моя родословная».
4. Рассматривание сюжетных картин «У мамы День Рождения»
5. Создание альбома «Моя семья»
1. Заучивание стихотворения Е. Благиной «Вот так Мама» Февраль Воспитатель
2. Загадывание загадок про семью. Чтение пословиц и поговорок о семье.
3. Рисование в свободной деятельности) «Моя семья».
4. Беседа «Я, и мое отчество, фамилия, и их значение».
5. Д/и «Моя комната».
6. Словесная игра «Чем можно порадовать близких».
7. Сочинение сказок о семье.
1. Беседа «Выходные в семье».
Март Воспитатель
2. Аппликация «Цветы в подарок»
3. Ситуативный разговор «Моя бабушка».
4. Чтение В. Осеева «Сыновья».
5. Просмотр мультфильма «Осьминожки».
6. Аппликация (в свободной деятельности)«Дерево семьи».
7. Драматизация: «Сказка о глупом мышонке»
1. Составление рассказов на темы «Как росли бабушка и дедушка», «Кто такие родные?»
Апрель Воспитатель
2. Совместная фотовыставка с детьми наши традиционные праздники в детском саду
3. Загадывание загадок на тему. «Родной дом», «Детский сад».
5. Просмотр познавательного мультфильма «Приключения Пингвиненка Лоло».
6. Сюжетно ролевая игра «Моя семья»».
7. Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
1. Беседа «Где мы проводим лето со своей семьей».
Май Воспитатель
2. Оформление выставки детских работ «Любимые праздники в моей семье
».
3. Словесная игра «Назови ласково».
4. Фотовыставка «Семейные традиции моей семьи».
5. Д. /и «На кого я похож».
6. Рассматривание сюжетных картинок «Чем я люблю занимать дома»
Работа с родителями
1. Консультация для родителей ««Традиции семьи», ««Выходной день в семье» ,
«Как познакомить ребенка с историей семьи», «Права ребенка». «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка», «Как удивить ребенка новогодними подарками», «Спой мне песню мама», «День рождение только раз в году» Октябрь- Май Воспитатель
2. Памятка «Мультфильмы, которые стоит посмотреть с ребенком» Ноябрь Воспитатель
3. Рекомендации для родителей,буклет «Традиции: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные» Декабрь Воспитатель
4. Дидактическая игра с родителями «Корзина добрых дел», «Собери портрет из деталей». Февраль Воспитатель
5. Анкета «Семейные традиции» Март Воспитатель
6. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье».
7. Кулинарный альбом традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки».
Мастер класс по теме «светлый праздник Пасхи»
8. Совместная работа с детьми:
Разучивание вместе с детьми, пословиц и поговорок о семье.
Составление альбома «Что означает наша фамилия». Октябрь – Май.
Заключительный этап
Работа с детьми
1. Диагностика Май Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Оформление фотовыставки «Моя семья и наши традиции» Май Воспитатель
Работа с родителями
1. Изготовление фото альбома «Традиции нашей семьи» Май Воспитатель
2. Итоговое мероприятие «Семейные традиции» Май Воспитатель
3. Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо».
Список используемой литературы.
1. Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
2. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
3. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М. : Прометей; Книголюб, 2005 г.
4. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М. : Мозаика - синтез, 2005 г
7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
8. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
9. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008.