Быстрова Галина
Педагогический проект «Портфолио старшего дошкольника как система оценки достижений ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Философия учебного портфолио заключается в том,
что оно предполагает смещениеакцента с того,
чего ребенок не знает и не умеет, на то,
то он знает и умеет.
Основной смысл портфолио –
оказать все, на что способен ребенок
(А. Л. Пинский)
Анализ ситуации
Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.
Публикация «Педагогический проект „Портфолио старшего дошкольника как система оценки достижений ребёнка“» размещена в разделах
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. ФГТ основные 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие. Педагогический коллектив нашего детсада составил свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. Опираясь на одну из 10 образовательных областей, в которой говорится о совместной деятельности взрослого и детей, было решено, ввести портфолио в образовательную практику детского сода.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Цель портфолио.
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю и родителям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.
Сейчас большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способностей- способна технология «Портфолио». Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Благодаря портфолио, устанавливается более теплая, тесная взаимосвязь между ребёнком, педагогами и родителями. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребенку.
Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.
Актуальность проекта
Каждый ребенок, без сомнения, талантлив и уникален. Но раскрытие детского потенциала и скрытых талантов – задача не из легких. Это и в самомделе вопрос актуальный, ведь правильно увидеть таланты, возможности и желания ребёнка– это уже половина успеха в его дальнейшем развитии и успешном освоение школьной программы.
Увидеть в ребёнке скрытые возможности – это задача, в первую очередь, родителей и педагогов. В этом им поможет портфолио дошкольника.
Методология проекта
ЦЕЛЬ: Формировать портрет дошкольника, как отражение его индивидуальной образовательной траектории с целью развития творческого потенциала и проявлению талантов.
ЗАДАЧИ:
• Создание ситуации успеха для каждого ребёнка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
• Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
• Развитие познавательных интересов у детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
• Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
• формирование положительных нравственных качеств личности, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
• Способствовать формированию образа «Я «ребёнка, развитию самооценки,становлению рефлексивной позиции.
• Формирование у родителей в целенаправленной и систематизированной фиксации индивидуальных проявлений детей и умении правильно разглядеть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка.
Аналитическая часть (теория про портфолио)
В последние годы в образовательную практику прочно вошла технология создания портфолио – так называемой папки достижений, включающей в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности. Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы оценивания учебных достижений.
Как известно, эта технология активно используется не только в школе, но и в дошкольном учреждении. Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям,стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития. Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.
Портфолио можно разделить на несколько видов.
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой PowerPoint, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.