елена пантелеева
Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Педагогический проект
"Ремесла матушки-Руси"
Выполнила:
воспитатель Пантелеева Е. А.
I квалификационная категория
Городской округ город Выкса
2017 год
Паспорт проекта :
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (ноябрь-декабрь).
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.
Методы реализации проекта :
Публикация «Педагогический проект „Ремесла матушки-Руси“» размещена в разделах
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность
Коммуникативная деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Актуальность: Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа, народно-прикладным искусством Нижегородского края.
Задачи:
- обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве России;
- развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству;
- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями и т. д., их историей и особенностями;
- закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края, вызвать у детей интерес к незнакомым народным промыслам малой Родины;
- воспитывать у детей чувство гордости за родной край;
- ориентироваться в различных видах росписи, видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, хохломской росписей и т. д. ;
- развивать творческие умения в составлении узоров по мотивам народных росписей, чувство цвета, композиционные умения;
- воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров;
- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майданская роспись;
- создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей;
- привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности, развить интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта.
- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Ожидаемые результаты:
- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, Полхов-Майданская, семеновская росписи и т. д., их истории и особенностях;
- дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;
- появятся новые представления о ранее неизвестных промыслах Нижегородского края (малой Родины) – Бородачевская игрушка;
- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе народных мастеров;
- пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей группы;
- благодаря совместному участию в проектной деятельности родителей воспитанников, детей и воспитателя в группе появится мини-музей «Россияночка»;
- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;
- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты, альбомы с элементами росписи);
Подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Разработка цикла бесед о видах народно-прикладного творчества;
Пополнение РППС группы предметами народно-прикладного творчества;
Создание мини-музея народно-прикладного творчества «Россияночка» совместно с родителями.
Основной этап
Проведение тематических бесед;
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков (совместно с родителями);
Презентации (экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет);
Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, предметов народно-прикладного искусства;
Чтение сказок, былин и литературных произведений;
Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок;
Разучивание русских подвижных народных игр Нижегородского края.
Познавательное развитие:
Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
Просмотр тематического альбома «Народное искусство»;
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»;
Беседы «Золотая Хохлома», «Сине-голубое чудо», «Веселый Городец», «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрешка», «Богородская резная игрушка»,
«Русская народная игрушка» - выставка (матрёшки Семёновская, Дымковская, Городецкая, Бородачевская);
РОД «Путешествие в мир народных мастеров»;
Речевое развитие:
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Народные промыслы родного края. Экскурсия в Центральную районную библиотеку.
Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»;
Социально-коммуникативное развитие:
Игровые образовательные ситуации.
Дидактические игры «Мы расскажем, а вы отгадайте», «Да-нет», «Чудо узор», «Подзорная труба», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры».
Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов», «Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев»;
Викторина «Матрёшкины загадки»;
Мастер-класс экскурсоводов мини-музея группы «Россияночка»;
РОД: «Промыслы Нижегородской губернии».
Художественно-эстетическое творчество:
РОД по рисованию: «Укрась тарелочку. Хохлома, Гжель», «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор»;
Лепка «Дымковская барышня», «Городецкая игрушка»;
Выставка рисунков и поделок «Народные промыслы Нижегородского края»;
Знакомство с музыкальным песенным творчеством: «Мы веселые матрешки», «Матрёшки», «Матрешка на окошке»;
Музыкально-ритмические движения с деревянными ложками;
Театрально-игровая деятельность: показ театра кукол по русским народным сказкам: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».
Физическое развитие
Комплексы утренних гимнастик: «Матрёшки», «Заводные игрушки»;
Подвижные и хороводные народные игры: «Ловишка, бери ленту», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Лапта», «Воротца», игры Нижегородского края;
Динамические паузы.
Заключительный этап
Оформление выставки рисунков и поделок детей;
Итоговая беседа о народных промыслах;
Создание мини-музея народных промыслов «Россияночка».
Работа с родителями:
привлечение родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея;
совместное изготовление поделок «Народные промыслы» своими руками;
создание буклета «Народные промыслы России»;
консультация для родителей «Местный промысел – Бородачевская игрушка»;
оказание помощи в подборе информационного и наглядного материала по народно-прикладному искусству Выксунского района – Бородачевской игрушке;
посещение с детьми музея «Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых» (знакомство с Бородачевской игрушкой);
участие в выставке на уровне ДОУ на тему «Народные промыслы».
Итоги проекта :
В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-прикладному искусству у воспитанников группы появился познавательный интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей, различать стили известных видов декоративной живописи.
Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовская роспись и т. д., а также с народно-прикладным творчеством родного края – Бородачевская игрушка.
Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения
народного искусства, они легко воспринимаются ими. Это доступно детскому
восприятию, так как оно несет в себе понятное содержание, которое в
простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть
окружающего мира.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. https://www.nsportal.ru
11. https://www.maam.ru/