Ирина Калачникова
Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развлечение «Ремесла Архангельского Севера»
для детей подготовительной группы и родителей
Интеграции образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация»,
«Музыка», «Социализация»
Музыкальный руководитель 1 кв. кат.
Калачникова Ирина Александровна
Воспитатель высшая кв. кат.
Ларюшина Елена Владимировна
2017год
Актуальность:
Публикация «Методическая разработка развлечения „Ремесла Архангельского Севера“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада…
Сохранение национальных духовных ценностей и восстановление естественного процесса в передаче подрастающему поколению.
Сухомлинского, который утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Цель:
Дать представление о традициях, ремеслах и промыслах мастеров Архангельского Севера, сохранение национальных традиций, установление связей между крестьянской обрядовой и современной культурой
Задачи:
• Дать дошкольникам знания о разных видах художественных промыслов и ремёсел Архангельского Севера.
• Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального северного фольклора.
• Развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;
• Активизировать словарь детей.
• Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края, гордость за свой край, уважение к людям труда.
• Формирование эмоциональных творческих способностей. Доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Материалы и оборудование: народные костюмы, предметы обихода (прялка, посуда, каргопольские игрушки, прялка, скамейки) музыкальные инструменты, аудиозапись народных мелодий:
1. Песня «Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова
2. Песня «Тетушка – Деленка» северная Устьянский район
3. Песня «Прялица – кокорица»
4. Песня «Я на камушке сижу» - игра «колышки»
5. Круговая пляска «Капуста» Мезенский район
6. Песня «Во кузнице»
7. Игра «Рыбка – окунечек»
Ход:
Дети заходят в зал под музыку
(«Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова)
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие!
Много гостей, много и новостей.
Гости к нам пришли – радость принесли.
Ох, ребята, сядем рядком да поговорим ладком! (садятся на лавочки)
На улице холод и дождь, а в доме тепло и уютно. А сколько стен у дома?
А где четыре стены, там и беды не страшны.
А вы работать любите? Вот и ране на Севере тоже было много ремесел, а люди, которые ими занимались – ремесленниками. Так уж было заведено, что никто без дела не сидел.
Дети:
1. Сто ремесел – сто названий.
Кузнецы коней куют,
Да не просто так – со звоном,
На чугунной, на решетке.
2. Из под рук ткачихи ловкой
Льется полотна краса.
И гончар создаст из глины
Волшебство и чудеса!
3. Мастерицы рушники
Вышивкой живой цветут
4. А на море рыбаки
Невод полный достают.
Хозяйка:
Русский Север всегда славился мастерами. Почти каждый помор умел делать деревянную посуду, или ковать инструменты, или работать на гончарном круге. Женщины ткали, шили, пекли знаменитые северные козули. В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают ремесленные традиции предков.
1. Прялка
Хозяйка:
А я вот сижу, да куделюшку пряду. Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали её на веретено. Давным-давно прялка была не только орудие труда для крестьянок, но еще и спутницей всей жизни, так как прялку дарили девочкам в 6-8 лет. Это сейчас прялка – произведение искусства, а раньше прялка была в каждом доме.
Танец – песня ««Прялица – кокорица»
2. Крестьянский труд.
Хозяйка:
Крестьяне занимались земледельческим трудом. Они пахали землю, выращивали рожь, овес, овощи. Да и сейчас на дачах огороды славятся.
В конце осени работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Когда собирались гости – угощение было простое, не разносолы.
Картошка да капуста, огурцы да морковь. Всё выращено на своём огороде.
Отгадайте загадку:
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх пиджак зелёный.
(Кочан капусты)
Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Круговая пляска «Капуста» Мезенский район (с участие родителей)
Хозяйка:
А ремесленники землю не пахали, хлеб не сеяли. Зато они обладали особыми умениями и зарабатывали себе на жизнь своим ремеслом. К таким мастерам относились плотники, мельники, печники, гончары, кузнецы. Относились к ремесленникам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, кормили, поили, старались им во всем угодить, чтобы те выполнили свою работу хорошо и в срок.
3. Плотницкое ремесло.
Хозяйка:
Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наш край богат лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.
Дети:
1. Очевидно, у плотников издавна
Беспокойное счастье в руках –
Ароматные свежие избы
Оставлять на родных берегах.
2. От забот отвлекаясь субботних,
Люди плотника вспомнят добром:
«Это был настоящий работник,
Человек с золотым топором».
Пальчиковая игра «Что же вышло»
Подними ладошки выше
И сложи над головой
Что же вышло? Вышла крыша
А под крышей мы с тобой.
Хозяйка:
В доме сидим - друг друга веселим!
Собирайся народ в хоровод
Наши шутки – прибаутки
Каждый спляшет и споёт!
Считалка (выбор водящего)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Песня «Я на камушке сижу» игра «Колышки»
Хозяйка:
Вот беда – кочерга погнулась. Кто же мне поможет выпрямить ее? Конечно же кузнец – молодец! Он и лошадь подковать сможет, и меч сковать.
Дети:
Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь! Вот подкова!
Раз, два и готово!
4. Кузнечное дело.
Хозяйка:
Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”. Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузницу строили у воды.
Хозяйка:
А давайте- ка песню про кузнецов споем!
Песня «Во кузнице» (оркестр народных инструментов с участием родителей)
Хозяйка:
Уморились наверное? А я вот вам водички ключевой из кувшина налью, пейте, на себя не лейте. Этот кувшин тоже сделал ремесленник – гончар. Вылепил его из глины, да в печи жаркой закалил. Вон какой красивый и прочный получился.
5. Гончарное ремесло.
Хозяйка:
Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Гончар клал на гончарный круг комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд.
В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины для забавы детворе «стряпали» расписные глиняные игрушкаи, известные теперь по всей России. Танцующие медведи, довольные коты, весёлые поморские мужики и жонки – каргопольские игрушки всегда содержат в себе весёлый сюжет. Известная каргопольская мастерица Ульяна Бабкина (1888–1977) передала свой опыт молодым мастерам, и ремесло удалось сохранить до наших дней.
Песня «Тетушка – деленка» северная Устьянский район
6. Рыбный промысел:
Хозяйка:
Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили -
Дети: «Радость и горе помору – все от моря».
А сами поморы с гордостью утверждали –
Дети: «Морем живем, ему и песни поем».
Поутру уходят поморы в море студёное, Белое, на рыбную путину. Трудна работа. Вместе с отцами, выходят в море и сыновья, робяты малые, их еще зуйками кличут. Рыбы много ловили, морского зверя добывали. Полны карбасы улова, пора якорь поднимать и домой возвращаться.
Игра «Рыбка – окунечек» (с участием родителей)
Задание родителям
Игра «Назови, кого так звали».
Хозяйка:
Издавна северных мастеров — ремесленников называли по сработанным ими вещам. Сейчас гости будут отвечать, а вы, ребятушки, слушайте внимательно и если надо - помогайте.
Бочарники (делали бочки)
Лукошечники (плели корзины, лукошки)
Столяры (делали мебель)
Плотники (строили дома)
Колесники (изготовляли колёса к телегам)
Ковшечники (делали ковши, кастрюли)
Кузнецы (изготовляли орудия труда из металла
Заключение:
Дети:
Это всем давным-давно признать пора.
У нас на Севере в почете мастера.
Суровый северный народ –
веками сказку создает!
Хозяйка:
Издавна существует такая пословица: «Кто что знает, тем и хлеб добывает». Есть такая пословица у русского народа: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит». Вот почему каждому человеку нужно уметь что-то делать. И дело это человек должен любить и делать его хорошо.
Чтоб красоту творить на свете,
Трудолюбивы будьте, дети.
За дело смело принимайтесь,
Творите чудо, не стесняйтесь.
Помнить, детки, вы должны-
Умельцы нам всегда нужны.
А теперь мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И какие же слова
Говорим мы, уходя?
Дети прощаются и выходят из музыкального зала.
Литература
1. Мокроусова Л. И. «Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной культурой жителей беломорского Севера «Северная жемчужина»; Архангельск, 2005г.
2. Козлова Е. В., Рогозина И. А., Зайцева И. А., Линькова З. Н. «Региональная программа по приобщению детей к истокам народного творчества «Поморочка»; Северодвинск, 2003г.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба … Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство – пресс», 2004г.
4. Яринич Е. В., Чебаевская Н. Ю. «Подвижные игры с регионольным компонентом: сборник конспектов, игр» Архангельск, 2011г.
5. С. С. Щекина, Г. В. Аверкиева, О. Б. Гринева, Ю. Н. Суриков «Поморская семья», Архангельск, 2008.
6. Интернет - ресурсы