МААМ-картинки

Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы

Ирина Калачникова
Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развлечение «Ремесла Архангельского Севера»

для детей подготовительной группы и родителей

Интеграции образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация»,

«Музыка», «Социализация»

Музыкальный руководитель 1 кв. кат.

Калачникова Ирина Александровна

Воспитатель высшая кв. кат.

Ларюшина Елена Владимировна

2017год

Актуальность:

Публикация «Методическая разработка развлечения „Ремесла Архангельского Севера“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада…

Сохранение национальных духовных ценностей и восстановление естественного процесса в передаче подрастающему поколению.

Сухомлинского, который утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Цель:

Дать представление о традициях, ремеслах и промыслах мастеров Архангельского Севера, сохранение национальных традиций, установление связей между крестьянской обрядовой и современной культурой

Задачи:

• Дать дошкольникам знания о разных видах художественных промыслов и ремёсел Архангельского Севера.

Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального северного фольклора.

Развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;

• Активизировать словарь детей.

• Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края, гордость за свой край, уважение к людям труда.

• Формирование эмоциональных творческих способностей. Доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Материалы и оборудование: народные костюмы, предметы обихода (прялка, посуда, каргопольские игрушки, прялка, скамейки) музыкальные инструменты, аудиозапись народных мелодий:

1. Песня «Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова

2. Песня «Тетушка – Деленка» северная Устьянский район

3. Песня «Прялица – кокорица»

4. Песня «Я на камушке сижу» - игра «колышки»

5. Круговая пляска «Капуста» Мезенский район

6. Песня «Во кузнице»

7. Игра «Рыбка – окунечек»

Ход:

Дети заходят в зал под музыку

(«Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова)

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Много гостей, много и новостей.

Гости к нам пришли – радость принесли.

Ох, ребята, сядем рядком да поговорим ладком! (садятся на лавочки)

На улице холод и дождь, а в доме тепло и уютно. А сколько стен у дома?

А где четыре стены, там и беды не страшны.

А вы работать любите? Вот и ране на Севере тоже было много ремесел, а люди, которые ими занимались – ремесленниками. Так уж было заведено, что никто без дела не сидел.

Дети:

1. Сто ремесел – сто названий.

Кузнецы коней куют,

Да не просто так – со звоном,

На чугунной, на решетке.

2. Из под рук ткачихи ловкой

Льется полотна краса.

И гончар создаст из глины

Волшебство и чудеса!

3. Мастерицы рушники

Вышивкой живой цветут

4. А на море рыбаки

Невод полный достают.

Хозяйка:

Русский Север всегда славился мастерами. Почти каждый помор умел делать деревянную посуду, или ковать инструменты, или работать на гончарном круге. Женщины ткали, шили, пекли знаменитые северные козули. В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают ремесленные традиции предков.

1. Прялка

Хозяйка:

А я вот сижу, да куделюшку пряду. Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали её на веретено. Давным-давно прялка была не только орудие труда для крестьянок, но еще и спутницей всей жизни, так как прялку дарили девочкам в 6-8 лет. Это сейчас прялка – произведение искусства, а раньше прялка была в каждом доме.

Танец – песня ««Прялица – кокорица»

2. Крестьянский труд.

Хозяйка:

Крестьяне занимались земледельческим трудом. Они пахали землю, выращивали рожь, овес, овощи. Да и сейчас на дачах огороды славятся.

В конце осени работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Когда собирались гости – угощение было простое, не разносолы.

Картошка да капуста, огурцы да морковь. Всё выращено на своём огороде.

Отгадайте загадку:

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх пиджак зелёный.

(Кочан капусты)

Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Круговая пляска «Капуста» Мезенский район (с участие родителей)

Хозяйка:

А ремесленники землю не пахали, хлеб не сеяли. Зато они обладали особыми умениями и зарабатывали себе на жизнь своим ремеслом. К таким мастерам относились плотники, мельники, печники, гончары, кузнецы. Относились к ремесленникам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, кормили, поили, старались им во всем угодить, чтобы те выполнили свою работу хорошо и в срок.

3. Плотницкое ремесло.

Хозяйка:

Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наш край богат лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Дети:

1. Очевидно, у плотников издавна

Беспокойное счастье в руках –

Ароматные свежие избы

Оставлять на родных берегах.

2. От забот отвлекаясь субботних,

Люди плотника вспомнят добром:

«Это был настоящий работник,

Человек с золотым топором».

Пальчиковая игра «Что же вышло»

Подними ладошки выше

И сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша

А под крышей мы с тобой.

Хозяйка:

В доме сидим - друг друга веселим!

Собирайся народ в хоровод

Наши шутки – прибаутки

Каждый спляшет и споёт!

Считалка (выбор водящего)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Песня «Я на камушке сижу» игра «Колышки»

Хозяйка:

Вот беда – кочерга погнулась. Кто же мне поможет выпрямить ее? Конечно же кузнец – молодец! Он и лошадь подковать сможет, и меч сковать.

Дети:

Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь! Вот подкова!

Раз, два и готово!

4. Кузнечное дело.

Хозяйка:

Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”. Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузницу строили у воды.

Хозяйка:

А давайте- ка песню про кузнецов споем!

Песня «Во кузнице» (оркестр народных инструментов с участием родителей)

Хозяйка:

Уморились наверное? А я вот вам водички ключевой из кувшина налью, пейте, на себя не лейте. Этот кувшин тоже сделал ремесленник – гончар. Вылепил его из глины, да в печи жаркой закалил. Вон какой красивый и прочный получился.

5. Гончарное ремесло.

Хозяйка:

Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Гончар клал на гончарный круг комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд.

В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины для забавы детворе «стряпали» расписные глиняные игрушкаи, известные теперь по всей России. Танцующие медведи, довольные коты, весёлые поморские мужики и жонки – каргопольские игрушки всегда содержат в себе весёлый сюжет. Известная каргопольская мастерица Ульяна Бабкина (1888–1977) передала свой опыт молодым мастерам, и ремесло удалось сохранить до наших дней.

Песня «Тетушка – деленка» северная Устьянский район

6. Рыбный промысел:

Хозяйка:

Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили -

Дети: «Радость и горе помору – все от моря».

А сами поморы с гордостью утверждали –

Дети: «Морем живем, ему и песни поем».

Поутру уходят поморы в море студёное, Белое, на рыбную путину. Трудна работа. Вместе с отцами, выходят в море и сыновья, робяты малые, их еще зуйками кличут. Рыбы много ловили, морского зверя добывали. Полны карбасы улова, пора якорь поднимать и домой возвращаться.

Игра «Рыбка – окунечек» (с участием родителей)

Задание родителям

Игра «Назови, кого так звали».

Хозяйка:

Издавна северных мастеров — ремесленников называли по сработанным ими вещам. Сейчас гости будут отвечать, а вы, ребятушки, слушайте внимательно и если надо - помогайте.

Бочарники (делали бочки)

Лукошечники (плели корзины, лукошки)

Столяры (делали мебель)

Плотники (строили дома)

Колесники (изготовляли колёса к телегам)

Ковшечники (делали ковши, кастрюли)

Кузнецы (изготовляли орудия труда из металла

Заключение:

Дети:

Это всем давным-давно признать пора.

У нас на Севере в почете мастера.

Суровый северный народ –

веками сказку создает!

Хозяйка:

Издавна существует такая пословица: «Кто что знает, тем и хлеб добывает». Есть такая пословица у русского народа: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит». Вот почему каждому человеку нужно уметь что-то делать. И дело это человек должен любить и делать его хорошо.

Чтоб красоту творить на свете,

Трудолюбивы будьте, дети.

За дело смело принимайтесь,

Творите чудо, не стесняйтесь.

Помнить, детки, вы должны-

Умельцы нам всегда нужны.

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети прощаются и выходят из музыкального зала.

Литература

1. Мокроусова Л. И. «Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной культурой жителей беломорского Севера «Северная жемчужина»; Архангельск, 2005г.

2. Козлова Е. В., Рогозина И. А., Зайцева И. А., Линькова З. Н. «Региональная программа по приобщению детей к истокам народного творчества «Поморочка»; Северодвинск, 2003г.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба … Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство – пресс», 2004г.

4. Яринич Е. В., Чебаевская Н. Ю. «Подвижные игры с регионольным компонентом: сборник конспектов, игр» Архангельск, 2011г.

5. С. С. Щекина, Г. В. Аверкиева, О. Б. Гринева, Ю. Н. Суриков «Поморская семья», Архангельск, 2008.

6. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Методическая разработка фольклорного развлечения «Коляда» Методическая разработка фольклорного развлечения "Коляда". Аннотация: Данная разработка посвящена развитию интереса детей 7 – 12 лет к обычаям,.

Методическая разработка игротренинга для улучшения взаимопонимания детей и родителей Методическая разработка игротренинга «Игра и в шутку и в серьёз» ориентирована на создание такой среды, где дети и их родители смогут показать.

Методическая разработка «Игры народов Крайнего Севера» Дидактические игры и упражнения по Северной тематике (средний дошкольный возраст) Составила воспитатель: Култаева А. Б Норильск.

Методическая разработка комплексно-тематического планирования для средней группы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», составленное на.

Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы Модуль «Секреты безопасности» в старшей группе. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических.

Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи» Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи».

Методическая разработка по экологии «Мы на улицу поидем и деревья там наидем» для детей младшей группы Тема: На участок мы пойдем и деревья там найдем». Цель: Формировать знания детей о деревьях. Задачи: 1. Расширять знания детей о деревьях.

Методическая разработка развлечения «Кинофишка» Методическая разработка развлечения на тему: «Кинофишка» для детей старшей группы с участием родителей воспитанников. Пояснительная Записка.

Методическая разработка занятия для третьей младшей группы «В осеннем лесу» Цель: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства, развитие речи как средства общения, развитие компонентов.

Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 17:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Калачникова (УИ 1336450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД