Харченко Светлана Николаевна
Педагогический проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5–6 лет посредством настольного театра»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Театр – это чудо, игра, волшебство, это сказка!»
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Публикация «Педагогический проект „Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5–6 лет посредством настольного театра“» размещена в разделах
- Настольный театр
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Сказка является эффективным средством развития всех компонентов речи. Помогает расширить словарный запас ребёнка, развивает лексико-грамматический строй речи, также развивает связную речь, которая отражает речевые достижения ребёнка, является важным показателем общего речевого развития. Поэтому в своей работе стала использовать настольный театр, с помощью которого, совместно с детьми, инсценирую русские народные сказки.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Развитие связной речи у дошкольников предполагает усвоение определенной лексики, отражающей их представления о признаках окружающих предметов и явлений, способов построения разных типов предложений, соподчинения слов в предложениях. Овладение связной речью происходит в тесной взаимосвязи с развитием познавательных психических процессов дошкольника – внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.
Связная речь – это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности.
Диалог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией.
Монолог – это форма речи одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.
Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Педагог должен добиться того, чтобы каждый ребёнок легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми.
Содержательность связной речи зависит от запаса интересных наблюдений, впечатлений и переживаний. Работа над содержательностью детской речи – это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.
Таким образом, благодаря связной речи, ребенок вступает в общение с окружающими людьми, использует усвоенные лексико-грамматические средства, развивает фонетико-фонематическую сторону своей речи. Учитывая, что общение играет важную роль в развитии детей, а основная функция связной речи – коммуникативная – можно констатировать, что развитие и содействие становлению связной речи является для ребенка важнейшим приобретением.
Однако в современный период становления дошкольного образования возникла необходимость искать средства развития связной речи в процессе совместной деятельности педагога с детьми и их самостоятельной деятельности.
Одним из таких средств является настольный театр, который относится к одному из видов режиссерских игр детей. Игре, как средству развития связной речи, всегда отводилась особая роль. В процессе различных игр ребенок воспринимает и заимствует образцы поведения и речевые образцы. Специфика настольного театра заключается в том, что чаще всего его содержанием становятся литературные произведения, которые являются лучшими образцами связной речи.
Настольный театр не только расширяет и углубляет детский опыт о предметах, о природных явлениях, но и воздействуют на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Использование настольного театра имеет большие потенциальные возможности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель проекта : развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра.
Задачи проекта :
- Развивать активность детей в речевом общении.
- Развивать умение детей поддерживать диалог.
- Развивать связную речь.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать творческое воображение, фантазию.
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Система работы по развитию связной речи детей посредством настольного театра строилась в соответствии со следующими принципами:
Принцип последовательности и системности - один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип наглядности – практический показ движений педагогом.
Принцип целостности и непрерывности - использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников.
Принцип личностно – ориентированного подхода - подход к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
1 этап – подготовительный (сентябрь) :
Цель этапа:
- подбор литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами настольного театра;
- организация предметно-развивающей среды;
- выявление уровня развития связной речи с помощью диагностики.
2 этап – основной (ноябрь - апрель) :
Цель этапа:
- побуждение интереса к занятиям с настольным театром;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, мышления, воображения;
- совершенствование ориентации в пространстве;
- автоматизация звуков в речи;
- активизация словарного запаса;
- развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
3 этап – заключительный (май) : выявление эффективности разработанного педагогического проекта, оформление результатов.
На первом, подготовительном этапе проекта, педагог уточняет уровень развития связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет. Ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются методики и приемы воздействия на них, доступные и понятные средства, прогнозируется желаемый результат. Далее педагог планирует педагогическую деятельность, подбирая методический материал по развитию связной речи старших дошкольников посредством настольного театра.
На втором, практическом этапе, необходимо создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. Педагогу необходимо показать детям, что театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяют развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Театрализованные игры являются эффективным средством приобщения детей к речевой деятельности, озвучивание художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, для таких игр используются сказки хорошо известные детям, например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.
Таким образом, настольный театр способствуют не только развитию связной речи дошкольников, но и помогают всесторонне развивать ребенка.
На заключительном этапе педагог анализирует результаты, успехи и неудачи, сравнивает достигнутое с тем, что было запланировано на подготовительном этапе. С учётом уровня решения проблемы педагог планирует свою дальнейшую деятельность.
6. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития связной речи у дошкольников 5-6 лет (на основе методики, рекомендованной М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной)
Критерии и показатели развития связной речи у детей 5-6 лет
- Умеют слушать и понимать обращенную речь;
- Владеют речевыми оборотами для вступления в общение;
- Отвечают на вопросы;
- Выражают свои просьбы;
- Делятся впечатлениями, рассказывают, что сделали, как играли;
- Самостоятельно составляют рассказы по картинке;
- Без подсказок пересказывают тексты знакомых произведений;
- Ясно и последовательно выражают свои мысли.
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни развития связной речи дошкольников 5-6 лет посредством настольного театра : высокий, средний, низкий.
Высокий уровень развития связной речи характеризовался тем, что ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета; выражает свои просьбы, отвечает на вопросы взрослых. Делится своими впечатлениями, рассказывает о том, что сделал, как играл. Самостоятельно составляет рассказы по картинке и пересказывает тексты знакомых литературных произведений.
Количественная оценка – 11-13 баллов.
Для среднего уровня развития связной речи типичным было то, что ребёнок умел слушать и понимать речь, вступает в общение с детьми и взрослыми, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм; на вопросы отвечает простыми, чаще всего нераспространенными предложениями; пересказывает сказки и составляет рассказ по картинке только при помощи взрослого.
Количественная оценка – 7-10 баллов.
Низкий уровень развития связной речи проявлялся в том, что дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны к высказываниям других людей, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, передавать содержание картинки или сказки.
Количественная оценка – 6 и менее баллов.
7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Анкетирование; (Приложение № 2)
- Информационные листы (памятки, буклеты);
- Информация на сайте дошкольного учреждения; (Приложение № 3)
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Наглядная информация.
8. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки проведения
Мероприятия
Сентябрь 2022г. Диагностика связной речи
Октябрь 2022г. Показ настольного театра «Курочка Ряба»
Показ настольного театра «Колобок»
Ноябрь 2022г. Показ настольного театра «Репка»
Показ настольного театра «Теремок»
Декабрь 2022г. Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
Показ настольного театра «Волк и семеро козлят»
Январь 2023г. Показ настольного театра «Маша и медведь»
Февраль 2023г. Показ настольного театра «Гуси-лебеди»
Показ настольного театра «Бычок - смоляной бочок»
Март 2023г. Показ настольного театра «Алёнушка и лиса»
Показ настольного театра «Лиса и журавль»
Апрель 2023г. Показ настольного театра «Три медведя»
Показ настольного театра «Зимовье зверей»
Май 2023г. Диагностика связной речи
9. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Демонстрация настольного театра.
2. Формулировка темы занятия с помощью загадки.
4. Содержание занятия (показ сказки с помощью настольного театра).
5. Итог занятия.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 5-6 лет исходя из целей и задач проекта. Она рассчитана на детей с разными речевыми проблемами, а также разным уровнем развития. Задания можно усложнять или упрощать в зависимости не только от проблем, но и успехов детей. Занятия можно проводить как с группой, так и индивидуально. (Приложение № 1)
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для ребё нка:
- Умеет слушать и понимать обращенную к нему речь;
- Владеет речевыми оборотами для вступления в общение;
- Отвечает на вопросы;
- Делится впечатлениями, рассказывает, что сделал, как играл;
- Самостоятельно составляет рассказы по картинке;
- Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений;
- Ясно и последовательно выражает свои мысли.
Для педагога :
- положительная динамика в развитии связной речи детей.
Для родителей:
- сформировано представление о развитии связной речи посредством настольного театра.