Настя
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников»
Педагогический проект
«Развитие художественно-эстетического восприятия
у дошкольников через ознакомление
с искусством портретной живописи художников Ульяновской области
Актуальность проекта
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Публикация «Педагогический проект „Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников“» размещена в разделах
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.
Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов.
Цель проекта : Формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета, происходящее в процессе образовательной деятельности по ознакомлению с портретом и художественно-продуктивной деятельности.
Гипотеза: Способствовать пониманию детьми художественного образа портрета как единства содержания и средств выразительности, умению видеть и анализировать особенности характера героя через единство позы, выражения лица, жестов, колористические особенности портрета и их обоснование.
Региональный компонент по обучению детей портретной живописи предоставляет возможность опираться на чувственный опыт ребёнка, т. к. образы, отражаемые в портрете находятся в близком (социальном и историческом) окружении.
Задачи проекта :
1. Организация эстетической развивающей среды, включающей обеспечения предметной среды специально подобранными произведениями регионального компонента портретного жанра.
2. Обогащение разнообразными изобразительными материалами.
3. Разработка перспективного планирования по ознакомлению с портретной живописью.
4. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия портретной живописи у дошкольников.
2. Понимание детьми того, что одной из главных ценностей нашего края являются жители Симбирской-Ульяновской земли, благодаря знакомству с портретами Ульяновских художников
3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с портретной живописью.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание деятельности Результат
Знакомство с методическим пособием по реализации регионального компонента о/о «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» - «Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников» Котляковой Т. А., Абдрахмановой Э. Ф. Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры Анализ с точки зрения развития у дошкольников художественно-эстетического восприятия портретной живописи
Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей. Организация и проведение диагностики Получение информации
Формирующий этап Организация предметно-развивающей среды.
Деятельность в соответствии с перспективным планированием.
Оптимизация художественно-эстетического развития дошкольников через ознакомление с портретной живописью художников Ульяновской области
Анализ результатов и подведение итогов Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию Получение информации о достижении положительной динамики
Перспективное планирование образовательной деятельности дошкольников по ознакомлению с портретной живописью
(региональный компонент)
Возраст – средняя группа
Тема – «Моя семья»
Вид – практико – ориентированный
Длительность - 1 неделя
Задачи:
- вызвать у воспитанников интерес к портретной живописи через знакомство с творчеством Ульяновских художников;
- сформировать у воспитанников действия моделирования реального объекта в графике, умение создавать графическое изображение;
- обеспечить удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении в процессе рисования.
РППС - Учебно-методический комплект демонстрационного материала Т. А. Котляковой
Методические формы
Вид деятельности Режим
- рассматривание репродукций картинам Ульяновских художников А. Зинина «Моя семья», «Портрет бабушки», С. Горинова «Портрет жены», «Внук Миша», В. Гориновой-Купцовой «Портрет внучки»
- совместная групповая работа;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность утро, вечер
- беседа с детьми по картинам Ульяновских художников : В Черкунова «Современница», «Портрет матери», Я. Клейна «Отец», «Семья», В. Мишова «Портрет Г. И. Мишовой»;
- чтение стихотворений, заучивание песен - совместная групповая работа;
- совместная групповая работа;
- индивидуальная работа
утро
вечер
- оформление и презентация выставки «Моя семья», «Родословная моей семьи» - работа с родителями;
- совместная групповая работа;
- дидакическое упражнение «Портрет»;
- разрезные картинки «Портрет» - совместная групповая работа;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность Утро, вечер
- коллективный коллаж «Моя группа – моя семья» - совместная групповая работа;
вечер
- образовательное мероприятие «На выставке портретов»;
- рисование подарков для семьи
- НОД утро
- итоговое мероприятие «Моя семья» - работа с родителями, семейный клуб;
- совместная групповая работа;
вечер
Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.
Работа с воспитателями
1. Искусство в жизни человека (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.
2. Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по искусству» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОУ и их анализу)
3. Педсовет «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании»
4. Консультация «Музейная педагогика : истоки, настоящее и перспективы».
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития дошкольников.
2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал». Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И. Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.
Диагностический инструментарий педагогического проекта
Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»
(на основе беседы)
Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н. М. Зубарева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина, А. М. Чернышова)
Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).
Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.
Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:
Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде? А зачем они это делают?
2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:
Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое)
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано?
Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Протокол обследования детей ___ возраста___группы
Дата проведения___
Имена детей группы Ответы детей на вопросы Поведение, интерес, эмоциональные проявления Примечаниея
Саша Т.
Катя П.
Протокол обобщения полученных данных обследования детей ___ возраста ___ группы
Показатели для фиксации Имена детей группы
Саша Т. Катя П.
Ответы на вопросы: конкретность (развернутые пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт) 1 2
Многообразие (название нескольких различных произведений) 0 2
Обобщенность (понимание терминов, использование обобщающих слов, установление связей и отношений) 1 2
Адекватность (точность, соответствие общепринятому пониманию) 1 2
Проявление интереса, активность 0 2
Эмоциональные проявления 1 2
Самостоятельность 1 1
Высказывание собственного отношения и мнения относительно содержания беседы 1 2
Средний показатель баллов 1 2
Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»
Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н. М. Зубарева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина, А. М. Чернышова)
Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.
Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И. Левитана «Золотая осень», бумага, карандаши, фломастеры.
Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается:
1. Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».
2. После рассматривания репродукции ответить на вопросы.
В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).
Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей :
- в активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;
- в обогащении представлений об эстетических категориях;
- в развитии эстетического восприятия разнообразных объектов.
(Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.
Соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011)
Вывод
Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое планирование
работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с живописью повысили уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М. ,2010
2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ. М., 2007.
3. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М. ,2003.
4. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу. Программа совместн
й художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. ,2007
5. Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е. П. Климова. 2005.
6. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.
7. Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.
8.. Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».
«Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»
9. Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.