Юлия Богаевская
Педагогический проект «Природа в литературных произведениях для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Природа в литературных произведениях для детей».
Актуальность:
Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный и школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Публикация «Педагогический проект „Природа в литературных произведениях для детей“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку.
В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей : наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. "Самое прекрасное, что мы можем испытать - это ощущение тайны". (Альберт Энштейн)
Проблема: отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы о природе.
Цель проекта : Приобщить детей к чтению художественной литературы о природе.
Задачи проекта :
• на основе сказок, рассказов, стихотворений, устного народного творчества воспитывать любовь и уважение к природе, умение удивляться красоте родной природы, понимать её законы и особенности;
• способствовать формированию у детей эмоционально-образного восприятия произведений через художественное описание образов;
• содействовать воспитанию нравственных основ личности дошкольника ;
• стимулировать развитие способности наслаждаться художественным словом, уместно употреблять его в собственной речи, чувствовать и понимать образный язык произведения;
• пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления;
• содействовать развитию умения договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
• расширять представления родителей о детской литературе; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений о природе.
Тип проекта : творческий, информационно- исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта :
по количеству участников: коллективный;
Участники проекта : дети с ограниченными возможностями 6-15 лет, проходящие реабилитацию в отделении дневного пребывания ГБУ СО ЕРЦ,и их законные представители; специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Срок проведения: 3 месяца. (октябрь- декабрь 2018).
Количество занятий: 1 занятие в неделю
Этапы проекта
I этап – подготовительный (одна неделя).
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (2, 5 месяца).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. Экологический праздник.
III этап – итоговый (одна неделя).
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Результаты:
- Большинство детей относятся к книге не только как к развлечению, но и как к источнику познавательных интересов.
- Родители активно участвуют в реализации проекта.
- Дети более бережно относятся к живому миру природы.
- Дети могут высказывать идеи и предложения, договариваться, оказывать друг другу поддержку
- Создана системы работы по ознакомлению детей с художественными произведениями.
Использованная литература
1. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
2. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.
3. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л. Н. Прохоровой, – М. : АРКТИ, 2004;
4. Ю. В. Новиков Природа и человек – М. : Просвещение, 2006;
5. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 2008
Приложение
Зимнее утро. А. С. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
"Золотой луг". Михаил Пришвин
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была, с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
"Серёжа!" — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: "Очень красиво! Луг - золотой". Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Зимнее утро. А. С. Пушкин
Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!
— Во напугала!
— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
— Клевал.
— А зёрна у скотного двора подбирал?
— Подбирал.
— А в птичьей столовой у школы обедал?
— Спасибо ребятам, подкармливали.
— То-то! — надрывается Ворона. — А чем
ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?
— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была.
— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.
— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?
— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.
— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
— А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!
— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:
— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?
— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже.
— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал.
Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
«Вам, друзья природы» Скребицкий Георгий Алексеевич
Друзья природы - следопыты!
Для вас писал ваш старый друг,
Для тех, кому пути открыты
На Крайний Север и на Юг,
Для тех, кто под зелёной елью
Встречает солнечный восход,
Кому милы зимы метели
И звонкий говор вешних вод,
Кто по равнинам и оврагам
Под свист пурги и в летний зной
Шагает бодрым, лёгким шагом
С нелёгкой ношей за спиной,
Для тех, кому вся жизнь открыта,
Кто, не боясь её невзгод,
Как подобает следопыту,
К заветной цели вдаль идёт.