Елена Баркалова
Педагогический проект для детей подготовительной группы «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №70 «Солнышко»
Педагогический проект
«Я и мое имя»
Воспитатель:
Баркалова Елена Николаевна
2018г.
г. Улан-Удэ
Оглавление
Введение …3
План работы …. 5
Результаты проекта …. 6
Заключение …8
Список использованной литературы …. 9
Введение
«Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке»
Дейл Карнеги
Тип проекта : информационно-поисковый.
Публикация «Педагогический проект для детей подготовительной группы „Я и моё имя“» размещена в разделах
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Участники: воспитатель, родители, дети.
Актуальность: Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.
Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей.
Цель проекта : Формировать у детей понятие «Моё имя». Расширять представления о разнообразии имен и их значении.
Задачи проекта :
1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имени;
2. Развивать интерес и желание узнать историю происхождения своего имени;
3. Воспитывать уважение к своему имени и имени другого человека;
4. Формировать уверенность в себе.
Постановка проблемы: С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуща одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Существует тысячи имё н: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя?
О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, на выбор профессии. К сожалению, наши познания об именах очень скудные. Надо ликвидировать этот пробел.
Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени. На основе этого предложила детям узнать, как им выбирали имя, почему их так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя. Предложила ответить на вопросы: «Тебе нравится своё имя?», «Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?» Отдельно было предложено родителям провести информационно-поисковую работу по имени своего ребенка, рассказать им о значении их имени и о причинах того, почему их так назвали.
Предполагаемый результат: Будут сформированы представления детей о многообразии имен и их значении, знания об истории их происхождения.
У детей начнет развиваться познавательный интерес к себе - «Мое имя хорошее, я его люблю».
Повысится общий эмоциональный фон и улучшится психологический климат группы.
Установятся взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что будет способствовать улучшению качества реализации образовательного процесса в группе.
План работы
1этап – подготовительный
• Определение темы проекта;
• Постановка задач;
• Обсуждение проблемных вопросов;
• Обсуждение источников информации;
• Введение родителей в тему проекта, приглашение к сотрудничеству.
Беседа «Что в имени тебе твоем»
У нас в группе у каждого ребенка есть своё имя. Каждое имя что-то означает. После этой беседы дети с интересом захотели узнать каждый о своем имени, пришла идея изучить имена и их происхождение.
Была использована модель трех вопросов:
1) Что такое имя?
2) Как вы можете это узнать?
3) Кто вам может помочь?
Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя. Совместно с родителями сделать презентацию о своем имени.
2 этап – основной
Беседы:
• «Права ребенка в современном мире»
Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении».
• «Наши имена»
Цель: познакомить детей с историей имен разных народов, со значением имени для человека.
• «Не имя красит человека, а человек – имя»
Цель: Подвести детей к правильному пониманию пословицы: «Не имя красит человека, а человек – имя» : имя может быть любым. Главное, чтобы человек был хорошим. Ведь только о хорошем человеке говорят: «У него доброе имя».
Занятие «История происхождения имён»
Я задала детям вопрос: «Чем отличаются люди друг от друга»? Ребята ответили, что ростом, цветом кожи, волос, глаз. Отличаются характером и походкой. После загадывания загадки: «И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух назвать», все дружно закричали: именем! Выяснили, что по имени можно определить пол человека, ребенок это или взрослый человек. Спросила, как их называют ласково дома? Рассказала детям о разных этапах в истории человечества, в которых людям давали имена, исходя из свойств человека, явлений природы, рода их занятий. Использовала разные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, двигательную, игровую.
3 этап – итоговый
Создание презентации: «Моё имя» и её представление самим ребенком
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён.
Дети представили в группе презентации о своих именах. Рассказали о значении имени, объяснили, почему их так назвали. Обсудили вместе с другими детьми вопрос того, подходит ли это имя под характер ребенка.
Результат проекта
Дети знают:
• Какие были имена раньше;
• Откуда имена появились;
• У каждого имени есть свое значение и формы.
Дети умеют:
• Называть друг друга полным именем, использовать разные формы имени;
• Собирать и анализировать информацию;
• Работать слаженно и дружно.
В результате приобретенных знаний и умений дети научились:
• Создавать в группе доброжелательную, спокойную атмосферу;
• Строить добрые, доверительные отношения;
• Гордиться своим именем;
• Правильно писать и грамотно произносить свое имя и имена сверстников.
Удалось познакомить детей с многообразием имён и их значением. Спровоцировать активное взаимодействие между родителями и детьми в процессе подготовки презентаций. Были организованы выставки самостоятельных работ детей и работ, выполненных совместно с родителями.
Заключение
Работая над проектной деятельностью, дети получили более полное представление об именах, узнали историю их происхождения, толкование и значение, научились понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека. Дети поняли, что имя действительно несёт в себе информацию не только о характере владельца, но и об эпохе, в которую он живёт или жил когда-то. Я постаралась донести до детей важную мысль о том, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Что значение имени - часть личности и дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.
Цель моей проектной деятельности достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Подводя итог работы, я могу с уверенностью сказать, что имя человека - это важная часть его личности и жизни. В каждом имени есть своя тайна. Каждое имя имеет свою историю и свои корни. Имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами или знаниями. Наши имена могут быть популярными и не очень, модными и не очень, нравиться нам и не очень. Имя, данное нам при рождении родителями, так или иначе, влияет на нашу жизнь, привнося в нее особый смысл, который мы стараемся понять всю жизнь. Мы должны с особым уважением относиться к нему, беречь его.
Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИМЯ!
Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Список использованной литературы
1. Даль В. И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М. : Русский язык, 1978.
2. Цымбалова Л. Н., Книга детских имён/ - Ростов н/Д. : Владис, 2009.
3. Вартаньян Э. А. Занимательно об именах»/ - Москва: Просвещение, 2009.
4. Зима Н. и Д. Как назвать вашего ребёнка – М «РИПОЛ классик» 2009.
5. Наши имена, М – ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС» 2006.
6. Овчинникова Т. Тайна имени, М «АЙРИС – пресс», 2005.
7. Федосюк Ю. А. Что означает ваша фамилия, М «Детская литература» 1969г.