Наталья Никитина
Педагогический проект «Потешки для малышей» в группе детей раннего возраста
▼ Скачать
Продолжительность проекта: 01.09.2021г. -31.05.2022г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети, родители и воспитатели первой ранней группы.
«Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга»
Потешка – (а также пестушки, прибаутки, небылицы) – особый жанр устного народного творчества, популярный во все времена.
Публикация «Педагогический проект „Потешки для малышей“ в группе детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Актуальность. В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребёнка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребёнка в дошкольный период детства.
Придуманные заботливыми мамами и бабушками, короткие ритмичные стишки и песенки изначально призваны забавлять, развлекать малышей. Но так кажется лишь на первый взгляд. Потешки несут в себе огромную воспитательную ценность, способствуют развитию малышей.
Простая рифма, эмоциональная окраска, звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Поэтому потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же развивается речевой слух и произношение звуков. В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы.
Чтение потешек происходит с множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит обогащение словарного запаса ребёнка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи
Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Таким образом, потешки учат понимать родную речь, развивают моторику, воображение, координацию движений.
Цель проекта: Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества.
Задачи проекта:
• Развитие речи детей, обогащение и активизация словаря.
• Повышение уровня развития речевой активности.
• Формирование потребности в чтении.
• Знакомство с окружающим миром-природой, с укладом жизни и быта русского народа.
• Воспитание бережного отношения к книгам.
• Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.
Ожидаемые результаты проекта:
• Присутствует эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
• Расширен круг детского чтения.
• Обогащён словарь ребенка.
• Формируется потребность в чтении книги.
• Родители проявили активность при создании условий для развития интереса детей к книгам.
Продукт проекта:
создание картотеки «Потешки для малышей», лэпбука «Потешки, песенки».
Работа с родителями
• Беседа «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»
• Выставка книг «Читаем с детьми»
• Буклет «Читайте и рассматривайте книги с ребёнком»
• Папка-передвижка «Как и что, читать детям 1-2 лет»
• Консультация «Роль фольклора в развитии детей».
• Консультация «Развитие речи в раннем возрасте».
Построение работы с учётом следующих принципов: наглядности, последовательности, деятельности, преемственности с семьёй, вариативности.
Методы: словесные беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, дидактические игры, подвижные игры, показ театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.
Литература:
1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. 88 с.
2. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественной литературы, изобразительная деятельность. ТЦ Сфера, 2009. 128с.
3. Галанова Т. В «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
4. Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи). М. : Омега, 2007.
5. Печёрская А. Н «Хрестоматия для детского сада» Группа раннего возраста Москва «Русское слово» 2016 г.
План работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Роль потешки в развитии детей раннего возраста». Изучение темы, постановка цели и задач по данной теме.
Октябрь. Разучивание и проговаривание потешек с детьми в режимных моментах. Буклет для родителей «Читайте и рассматривайте книги с ребёнком».
Ноябрь. Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок. Хороводная игра по потешке «Заинька, походи». Физминутка “Зайка серенький сидит”. Беседа с родителями на тему «Читайте детям книжки». Оформление книжного уголка на тему «Потешки».
Декабрь. Оформление уголка «Наше творчество». Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Обогащение уголка ряжения. Разучивание стихов и песен к Новому году, театрализованное представление «Подарки Деда Мороза». Пальчиковые игры на тему «зима».
Январь. Оформление театрализованного уголка в группе, изготовление театра по русским народным сказкам. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Театр игрушек по потешке «Курочка-Ряба».
Февраль. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок. Использование потешек во время умывания, одевания, раздевания, при подготовке ко сну. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей».
Март. Знакомство с потешками и стихами о маме. Развлечение «Выглянуло Солнышко». Консультация «Речь и пальчики». Участие в общем празднике «Проводы масленицы». Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Баба сеяла горох», «Где же наши ручки?», «Большие ноги шли по дороге»
Апрель. Изучение темы «Знакомство с закличками, потешками о солнышке». Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца». Создание картотеки потешек. Папка-передвижка «Как и что, читать детям 1-2 лет»
Май. Пополнение развивающей среды: игры на шнуровку, спортивный уголок. Разучивание потешек о животных. Развлечение «Лесные звери в гостях у ребят». Консультация для родителей «Развитие речи в раннем возрасте».