Ольга Востьянова
Педагогический проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Опытность — это школа,
в которой уроки стоят дорого,
но это — единственная школа,
в которой можно научиться.
Франклин Б.
1. Образовательная область
Познавательное развитие.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель:
Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
Целевая группа :
• Дети подготовительной группы.
Партнеры:
• Родители.
• Старший воспитатель.
Методы деятельности : - практические (опыты, эксперименты); - наглядные (модели, схемы и т. д.); - словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово)
Структура проведения экспериментирования : - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проведение наблюдения; - обсуждение увиденных результатов; - формулировка выводов.
Ожидаемые результаты: У дошкольников развиваются умения : - активно познавать окружающий мир; - действовать согласно алгоритму познания; - применять разные способы детского экспериментирования; - ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно; - доказательно объяснять полученный результат.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный.
Сроки реализации проекта :
С 06. 06. 2016 по 17. 06. 2016 г.
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап :
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
• Составление перспективного плана.
2) Основной этап:
- Теоретическая часть: разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Практическая часть:
а) Мероприятия по экспериментальной деятельности.
б) Связь с другими видами деятельности :
игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое
развитие, рисование, лепка, релаксация.
3) Заключительный этап:
Проведение открытого занятия по экспериментальной деятельности «Город волшебства»
Перспективный план опытно-экспериментальной работы в подготовительной к школе группе
№
п/п Дата проведения Тема Цель
1 06.06 Понедельник Почему свеча гаснет. Совершенствовать представление детей о воздухе.
2 07.06. вторник. Вода наша помощница. Совершенствовать представления детей о свойствах воды.
3 08.06. среда Невидимка воздух. формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ.
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента.
4 09. 06. Четверг. По страницам сказки «Гуси-лебеди» повторить свойства воды, способы ее очистки, закрепить знания детей о трех состояниях воды (жидком, твердом, газообразном); познакомить со способом приготовления дрожжевого теста, расширить представления детей о свойствах дрожжей; развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия; обогащать и расширять словарь.
5 10. 06. Пятница. Тайны вулкана. Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
6 13.06. понедельник. Польза и вред кока-колы. Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.
7 14. 06. Вторник. Исчезающий мелок. Показать детям свойства мела.
8 15.06. Среда Дождевые облака. Показать детям как идет дождь.
9 16.06. Четверг. Цветное молоко. Познакомить со свойствами молока
10 17.06. пятница. Город волшебства. Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Продукт проектной деятельности :
Открытое занятие «Город волшебства»
Дальнейшее развитие проекта :
Экспериментально-исследовательская деятельность в образовательном процессе.
Ресурсы:
Материально-технические:
Оборудование для экспериментов, фотоаппарат, загадки, стихи, оборудование для экспериментов.
Учебно-методические:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
6. Кондратьева Н. Н. «Мы» : Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
9. Газета «Дошкольное образование».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
11. Журнал «Обруч».