ольга никифорова
Педагогический проект по театральной деятельности в рамках реализации ФГОС в подготовительной группе «Театр и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Почему именно театрализованная деятельность?
Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Публикация «Педагогический проект по театральной деятельности в рамках реализации ФГОС в подготовительной группе „Театр и мы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Система работы по организации театрализованной деятельности:
1. Предметно-пространственная развивающая среда
2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения.
3. Взаимодействие с педагогами
4. Работа с детьми
5. Взаимодействие с родителями
6. Взаимодействие с социумом
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем:
• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.
• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды
• соответствие возрастным особенностям детей
• выполнение правил техники безопасности
• эстетическое оформление игрового оборудования
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные: пробудить интерес детей к театру; привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения); заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми; расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
Развивающие: развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Методы реализации задач
• Поиск информации в специальных источниках, интернет – ресурсах;
• Информационно-образовательная работа с детьми.
Участники проекта
• Дети от 5 до 7 лет
• Воспитатели группы: реализация проекта, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, совместное обсуждение планирования мероприятий по театрализованной деятельности;
• Музыкальный руководитель: активное, тесное сотрудничество;
• Старший воспитатель: помощь в подборе научной и методической литературы, консультаций и методических рекомендаций;
• Родители воспитанников: помощь в изготовлении атрибутов.
Ожидаемые результаты
Дети
• Формирование навыков вежливого поведения;
• Формирование доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
• Формирование представлений о театральном искусстве; об отличиях театрального искусства от других видов искусств.
• Развитие способности придумывания и рассказывания сказки, истории;
• Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки, повышение самооценки;
• Развитие мыслительного процесса и познавательного интереса;
• Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики; формирование четкой и правильной речи;
• Воспитание зрительской культуры;
Формы работы с детьми
• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера;
• Диагностика уровня готовности восприятия материала по
театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам;
• Посещение детьми театров;
• Просмотр кукольных театров и работа по ним;
• Проведение игр - превращений (учимся владеть собой);
Чтение художественной и познавательной литературы;
• Продуктивная деятельность детей;
• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»;
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
• Театрализовано - познавательные праздники.
Формы работы с родителями
• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды;
• Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;
• Открытые показы занятий и театральных представлений;
• Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам;
• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Формы и методы реализации проекта
• Игры – драматизации, импровизации
• Упражнения для социально – эмоционального развития
• Коррекционно – развивающие игры
• Упражнения для развития интонационной выразительности речи
• Игры – превращения (учимся владеть своим телом)
• Логоритмическая гимнастика
• Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук (для свободного вождения кукол)
• Театральные этюды
• Упражнения по этике во время драматизаций
• Постановка разнообразных сказок, инсценировок.
Этапы реализации проекта
Организационный
• Подбор методической литературы;
• Подбор диагностического инструментария;
• Подбор дидактического материала для создания предметно – развивающей среды.
Практический
• Определение содержания работы;
• Составление плана мероприятий на год;
• Создание условий для театрализованных игр в группе;
• Создание предметно – развивающей среды.
Итоговый
• Подведение итогов работы;
• Определение задач на будущее;
• Определение практической значимости проекта.
Методика работы с детьми старшего возраста.
Работа с детьми старшего возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. д. ;
- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т. д.
Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.
Упражнения
Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- нести тяжёлый ящики или чемодан;
- дотянуться до высоко висящей яблони и т. п.
Упражнения на расслабления мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;
- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т. п.
Работа над ролью строится следующим образом:
• Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
• Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т. п. ,
• Распределение ролей
• Непосредственная работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т. д.
- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Перспективный план работы
с детьми старшего возраста
Месяц Вид деятельности Сроки
Сентябрь • Игры по развитию диалогической речи
• Работа у зеркала (мимика)
• Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)
• Пальчиковые игры.
Игра – драматизация «Заюшкина избушка» 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь • Ознакомление с окружающим «Знакомство с театром»
• Обучение основам кукловождения
• Самостоятельная театральная деятельность (театр на фланелеграфе)
• Пальчиковые игры.
• Работа у зеркала (жесты) 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь • Работа у зеркала (жесты)
• Настольный театр по стихам А. Барто
• Самостоятельная театральная деятельность (пальчиковый театр)
• Пальчиковые игры.
• Обучение основам кукловождения
• Кукольный театр «Козлята и волк» 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь • Импровизация на детских музыкальных инструментах «Потешки»
• Самостоятельная театральная деятельность (куклы би-ба-бо)
• Работа у зеркала (мимика)
• Пальчиковые игры.
• Театральная игра «Путешествие по сказкам»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь • Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с русской народной куклой»
• Работа у зеркала (артикуляция)
• Самостоятельная театральная деятельность (теневой театр)
• Пальчиковые игры.
• Обучение основам кукловождения
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль • Непосредственно образовательная деятельность «Загадки старичка-лесовичка»
• Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)
• Пальчиковые игры.
• Обучение основам кукловождения
• Вечер развлечений «Кошкин дом»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март • Танцевальные импровизации по сказке «Колобок»
• Самостоятельная театральная деятельность (кукольный театр)
• Пальчиковые игры.
• Закрепление навыков кукловождения
• Тематический вечер развлечений «Колобок»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Апрель • Ознакомление с окружающим «Мы славяне. История возникновения сказочных героев: домового, водяного, лешего»
• Самостоятельная театральная деятельность (сюжетно-ролевая игра «Театр»)
Пальчиковые игры. 1 неделя
2-3 неделя
4 неделя
Заключение
• Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
• Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
• Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
• С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
• Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Список используемой литературы
1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей старшей, подготовительной групп детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1993.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003г.
3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб. : Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. – М. : Просвещение, 2000 г.
5. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр. – М. «ВАКО», 2007г.
6. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М. : КНОРУС, 2005г.
7. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист», 2001г.
8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – М. «Просвещение» 1982г.
9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб. : Воспитание детей в игре. М. : А. П. О., 1994.
11. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.