Кузнецова Лидия Сергеевна
Педагогический проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Ромашка»
Педагогический проект по познавательному развитию (познавательно-исследовательской деятельности) в средней группе воспитанников на тему:
«Волшебник – воздух»
Составила: воспитатель 1 квалификационной категории
Кузнецова Лидия Сергеевна
Вид проекта : педагогический.
Тип проекта :
по количеству участников: фронтальный.
Публикация «Педагогический проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Волшебник-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
по содержанию: интегративный.
по продолжительности: краткосрочный (15.03.22 г. - 19.03.22 г).
по доминирующему виду: познавательно-исследовательский.
по характеру содержания: ребенок, общество.
Участники проекта : дети средней группы «Колобок», воспитатель, родители (законные представители).
1 этап - Целеполагание
Актуальность
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Ребенок в день задает много вопросов.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
К празднику 8 Марта, мы с детьми украшали группу воздушными шарами. Мы их вешали по всей группе и на занавески, на стены и т. д. У нас получилось очень красиво и празднично. Когда дети пришли в группу после выходных, то были очень удивлены. Что же случилось с шариками, которые висели возле окна. Я попробовала им объяснить, что когда нас не было, сторож проветривал группу и эти шарики оказались, как раз напротив открытых окон, поэтому они сдулись. У детей возникло множество вопросов. Поэтому и возникла идея познакомить с понятием воздух, через опытно-экспериментальную деятельность и реализовать проект «Волшебник – воздух»
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воздуха, на основе проводимых опытов и экспериментов.
Задачи:
формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
формирование умения наблюдать за явлениями неживой природы;
формирование стремления к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
развитие любознательности и интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдениями, опытами, исследовательской работой и работой с дидактическим материалом;
воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в познавательно-исследовательскую деятельность с детьми.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
сформированы знания о значении воздуха в жизни человека;
сформированы умения наблюдать за явлениями неживой природы;
сформировано стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
развитыисследовательские умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования;
сформированы основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, через наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
дети проявляют желание и умение сохранять окружающий мир природы;
родители воспитанников (законные представители) вовлечены в воспитательно-образовательный процесс.
2 этап - Разработка проекта :
1. Определить сроки проекта : разработать и реализовать проект в течениеодной недели.
2. Обратиться за помощью к родителям:
в изготовлениимакета аэростата Цветкова Н. В.
сбор экспонатов для музея «Мир воздуха»
макет «Полёт на воздушном шаре» Преснова Е. О.
3. Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта.
Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры, разработать ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликации, рисованию, по познавательному развитию, создатькартотеку «Опыты и эксперименты. Воздух»
4. Подобрать серию опытов. Подготовить перспективный план работы по проекту.
5. Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
6. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями, способствующие реализации проекта.
3 этап - Выполнение проекта
Перспективный план работы с детьми
Понедельник 15марта
1. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями о воздухе.
2. Беседа: «Что такое воздух?».
3. Чтения сказки "Три поросёнка".
4. Опыт №1 «Где прячется воздух».
5. Опыт № 2 «Мыльные сказки» Воспитатель Кузнецова Л. С.
Вторник 16марта
1. Беседа «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов».
2. Чтение С. Я. Маршака "Мяч", "Мыльные пузыри".
3. Опыт №3 «Танец горошин».
4. Опыт № 4 «Играй и пой трубочка» Воспитатель Кузнецова Л. С.
Среда 17марта
1. Беседа «Носы нужны не только для красы».
2. Чтение отрывка «Ветер, ветер, ты могуч.» из сказки А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
3. Игровая ситуацияпо художественно – эстетическому развитию (рисование) «Волшебный лес».
4. Опыт №5 «Воздух может перемещаться».
5. Опыт№ 6 «Воздух, воздух ты могуч» Воспитатель Кузнецова Л. С.
Четверг 19марта
1. Беседа «Какую пользу приносит ветер».
2. Чтение А. Милн «Винни – Пух и все - все – все» (глава из книги)
3. Игровая ситуацияпо художественно – эстетическому развитию (аппликации)«Воздушный шар в небе.».
4. Опыт №7 «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него». Воспитатель Кузнецова Л. С.
Пятница 20марта
1. Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара –Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост».
2. Разучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик»
3. Игровая ситуация по познавательному развитию «Волшебник – воздух».
4. Опыт №8 «Весёлая полоска»
5. Опыт №9 «Мыльные шутки»
6. Итоговое мероприятие по проекту «Волшебник воздух» в форме развлечения.
Воспитатель Кузнецова Л. С.
Перспективный план работы с родителями
Понедельник 15 марта
Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе". Воспитатель Кузнецова Л. С.
Вторник 16 марта
Информационный стенд для родителей «Полезно узнать. Эксперименты для детей в домашних условиях» Воспитатель Кузнецова Л. С.
Среда 17 марта
Совместное детско-родительское творчество поделокдля музея «Мир воздуха».
Изготовлениемакета воздушного шара.
Все родители
ЦветковаН. В
Четверг 18 марта
Изготовление макета «Полёт на воздушном шаре» Преснова Е. О.
Пятница 19 марта
Папка-передвижка «Опытно – экспериментальная деятельность детей 4-5 лет» Воспитатель
4 этап - Подведение итогов проекта :
Презентация проекта :
1. 1. Оформление мини-музея «Мир воздуха».
2. 2. Итоговое мероприятие по познавательному развитию «Волшебник – воздух» в форме развлечения.
Определение задач для новых проектов :
1. Познакомить детей со свойствами воды, огня, магнита и т. д.