Ольга Полякова
Педагогический проект по адаптации младших дошкольников к условиям ДОО «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта 3
2. Актуальность реализации проекта 6
3. Основное содержание проекта 8
4. План-график реализации проекта 15
5. Ресурсы 17
6. Перспективы дальнейшего развития 18
7. Список используемых источников 19
8. Приложения 21
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Публикация «Педагогический проект по адаптации младших дошкольников к условиям ДОО „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Название проекта Педагогический проект по адаптации младших дошкольников к условиям ДОО «Первый раз в детский сад».
Заказчик проекта МДОУ «Детский сад №1 «Колобок» г. Касли»
Разработчик проекта Полякова Ольга Леонидовна, воспитатель
Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Дошкольного образования» от 01 января 2014 года, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29.12.2012г.
3. Конвенция по правам ребёнка.
Основные идеи проекта Сейчас весьма значима проблема сотрудничества работников дошкольного образовательного учреждения и родителей в адаптационный период. От профессионализма сотрудников ДОУ во многом зависит скорость и качество адаптации детей, что позволит значительно снизить психо-эмоциональное напряжение и сохранить здоровье ребенка.
Цели проекта - Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи проекта - Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.
- Оказание помощи детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
Объект и предмет педагогической деятельности Объект - социальная адаптация в раннем возрасте
Предмет - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Срок реализации проекта 01.08.2020 г. - 01.01. 2021 г.
Участники проекта : Воспитатель, младший воспитатель, дети, родители, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель
Социальные партнеры
(с указанием направлений взаимодействия) - Специалисты детской поликлиники (оказание консультационной помощи родителям при тяжелой степени адаптации)
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта 1. Раннее выявление отклонений в развитии детей.
2. Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.
3. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
4. Создание специально организованной педагогической среды, позволяющей детям максимально комфортно и в короткие сроки адаптироваться к условиям ДОУ
Критерии оценки эффективности реализации проекта Дети младшей группы демонстрируют следующие поведенческие реакции и уровень нервно – психического развития:
1. Едят с аппетитом, быстро и спокойно засыпают, вовремя просыпаются, эмоционально общаются с окружающими, играют.
2. Редко болеют в течение первого года, а если болеют, то течение болезни не осложняется.
3. Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) соответствуют возрастным нормам
Источники финансирования (если необходимо) Средства ДОУ и родителей
2. Актуальность реализации проекта
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Детский сад – это новый период в жизни ребенка.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как агрессивные действия, капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. То есть отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, нетравматичным.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
3. Основное содержание проекта
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает :
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Адаптирующегося родителя отличает :
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Педагога в период адаптации детей отличает :
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации :
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
1. Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
2. Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
5. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
6. Неумение занять себя игрушкой.
7. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
• В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
• Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
• от состояния здоровья;
• от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
• от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушению интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Для исследования уровня адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ мною будут использованы методы: анкетирование родителей (Приложение 1,2, которое позволит сделать прогноз о протекании периода адаптации детей. Анализ ответов родителей покажет особенности каждого ребенка: состояние его здоровья, особенности психики и темперамента. Следовательно, можно будет сделать вывод о том, как у детей будет проходить процесс адаптации к детскому коллективу. Диагностика психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К. Л. – Приложение 3) поможет определить проблемные зоны, результаты покажут уровень готовности ребенка к поступлению в ДОУ. И для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада я буду использовать методику «Лист адаптации» (Приложение 4).
Формы работы с родителями:
1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети;
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр (Приложение 8).
Деятельность воспитателя
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон. Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос; рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Проблемы доносить до родителей спокойно и доброжелательно. Ежедневно беседовать с родителями, ориентировать на активное взаимодействие, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
План-график реализации проекта
Этап Сроки Содержание деятельности Ответственные
Подготовительный этап Август,
сентябрь - Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Детский сад глазами ребенка»;
- Анкета для родителей «Давайте познакомимся»; (социальная)
- Индивидуальный журнал ребенка;
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
8. Релаксация.
- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);
- Игровая деятельность «Веселый петрушка»
- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Воспитатели групп раннего возраста, родители, дети, администрация, педагог-психолог
Основной этап Октябрь, ноябрь - Консультация «Где моя большая ложка?»;
- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);
- Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;
- НОД «Петушок золотой гребешок – и его семья»
- Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;
- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе»;
- Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие.
2. Игра «Поймай пузырь».
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Релаксация «Пузырьки»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
- Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие.
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это - папа – мышь…»
6. Релаксация «Мышки отдыхают»;
- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Воспитатели групп раннего возраста, дети, муз. руковод итель
Заключительный этап Декабрь,
январь Консультация для родителей: «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет»;
- Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»;
- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:
Радуга»;
- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»;
- Занятие «Зайка»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
- Занятие «Новый год»
1. Приветствие Деда Мороза.
2. Рифмовка «В нашей группе»
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;
- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!»
- Диагностика адаптации к ДОУ. Старший воспитатель, медицинский работник, воспитатели групп раннего возраста. Педагог-психолог
Муз. руководитель
5. Ресурсы
Нормативно - правовые ресурсы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29.12.2012г. ;
Устав ДОУ;
СанПиН 2.4.1.3049-13…;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Информационные:
литература, пособия, буклеты, листовки, памятки с рекомендациями по адаптации детей к условиям ДОУ;
отчеты о проделанной работе;
диагностики результативности.
Материально-технические:
мини-стадион
площадки для игр
спортивный зал
процедурный кабинет
спортивный инвентарь
игровая комната
Кадровые:
медицинский работник;
воспитатель;
помощник воспитателя;
инструктор по физической культуре;
музыкальный руководитель;
6. Перспективы дальнейшего развития
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В ходе рассмотрения выявлен смысл понятия адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям (детскому саду). Адаптация происходит в несколько этапов. Не маловажным условием для успешной адаптации ребенка является активное участие родителей и воспитателей детского сада.
Дети раннего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста сводятся к всестороннему развитию ребенка, создание для него комфортной атмосферы.
Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации, развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и так далее.
Список используемых источников:
1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей детского сада/ - М. : Просвещение, 2012.-№3.-104с.
2. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М. : Просвещение, 2013.- 112 с.
3. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М. : Академия, 2008.
4. Лукина Т. А. Ребенок идет в детский сад : адаптация родителей/ Ребенок в детском саду. – 2008г. - №3.
5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2015
6. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К. Л.)
7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Медицинская пресса, 2002.
8. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2007.
9. Середа Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса / Т. В. Середа: дис. канд. психол. наук. - Л. ,1987.
10. ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Кулганов В. А. Особенности адаптации детей к условиям детского сада. //Дошкольная педагогика. - №4 (109).
12. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. - М. : Цветной мир, 2018.
13. Дубинская Е. В. Как адаптировать ребенка к детскому саду : проводим семинар-практикум с родителями. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. - №8.
14. https://www.chelpsy.ru/articles/usloviya-uspeshnoi-adaptatsii-detei-rannego-vozrasta-detskomu-sadu-ne-tolko [Электронный ресурс] 19.11.2019.
15. Краснова Н. О. Ваш ребенок будет ходить в детский сад. //Дошкольная педагогика. – 2018. - №6 (141).
16. Ульева Е. А. В детский сад без слез. – ООО «Издательство «Стрекоза», 2019.