Светлана Белобородова
Педагогический проект «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России. Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с выше перечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики,
творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, мира глазами ребенка.
Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную
чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает
дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование
песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у
детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цели и задачи инновационного проекта
Цель проекта : развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Задачи проекта :
– развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;
– развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
– развитие речи, обогащение и активизация словаря детей;
– закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
– развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые
нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);
– приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности;
– установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
– установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
– привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми.
Принципы педагогического опыта :
– сочетание научности и доступности материала;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования;
– принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
– принцип психологической комфортности;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество ДОУ с семьей.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
– Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
– Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
– Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
– Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
– Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
– Формирование самосознания и адекватной самооценки;
– Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
– Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
– Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:
– организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
– осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
– создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
– включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Содержание проекта.
Основные этапы проекта :
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – диагностическо-методический.
– Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
– Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
– Создание банка идей и предложений;
– Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
– Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
– Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).
Презентация проекта :
– Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители, педагогическом совете;
– Создание слайд – шоу.
Работа с детьми представлена следующими формами:
– Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
– Организованная образовательная деятельность с детьми;
– Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
– Самостоятельная игровая деятельность детей;
– Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
– Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице :
конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и «песочного мира»;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и «секретов».
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
– Анкетирование, тестирование родителей;
– Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
– Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
– Совместные конкурсы поделок из песка («Песочный город», «Песочное угощение»).
– Деловая игра «Ребенок, играющий в песок» (педагоги ДОУ, родители);
– Мастер-класс «Играем в песок»
– Индивидуальная консультативная работа;
– Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
– Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
– Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
– Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
– Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение представлено:
• Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
• Система мониторинга для отслеживания результатов работы;
• Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
• Система занятий по адаптации детей к ДОУ.
Методическая работа с педагогами :
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
.Результаты проекта
С целью определения актуальности проекта «Кинетический песок –
универсальная игрушка для детей, их родителей и педагогов», я провела
анкетирование родителей детей в группе в начале проекта и выяснила, что из 20
только 8 семей (40%) слышали о кинетическом песке, его возможностях в развитии
ребенка и играют дома с кинетическим песком, а также хотели бы узнать об играх с
кинетическим песком и их возможностях в обучении и развитии детей, так как
считают эффективным этот метод в развитии и обучении детей. 12 семей (60%)
слышали о кинетическом песке, но считают, что этот метод песочной терапии не
эффективен для развития и обучения детей и не стоит уделять этому большое
внимание.
На презентационном этапе, проведя повторное анкетирование, я получила
следующие результаты: 18 семей (90%) считают, что игры с кинетическим песком
эффективны в развитии и обучения ребенка и интересны детям, остальные 2 семьи
(10%) по-прежнему считают, что игры с кинетическим песком малоэффективные в
развитии и обучении детей. С этими семьями, я запланировала индивидуальную
работу, в виде консультации, рекомендации, мастер – классов по работе с
кинетическим песком.
Педагогическое обследование детей проводилось в начале проекта и после его
завершения с целью определения:
40%
60%
Отношение родителей к играм с кинетическим песком в
обучении и развитии детей
(начало проекта)
Считают эффективными игры с
песком
Считают не эффективными игры с
песком