Лучший педагог года

Педагогический проект «Песочная терапия»

Светлана Белобородова
Педагогический проект «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность проекта

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России. Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы.

Публикация «Педагогический проект „Песочная терапия“» размещена в разделах

Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с выше перечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики,

творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, мира глазами ребенка.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную

чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает

дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Новизной и отличительной особенностью проекта является использование

песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у

детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта : развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Задачи проекта :

– развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;

– развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;

– развитие речи, обогащение и активизация словаря детей;

закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;

– развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые

нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);

– приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности;

– установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

– установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

– привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми.

Принципы педагогического опыта :

– сочетание научности и доступности материала;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования;

– принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

– принцип психологической комфортности;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество ДОУ с семьей.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

– Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

– Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

– Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

– Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

– Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

– Формирование самосознания и адекватной самооценки;

– Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

– Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

– Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

– организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

– осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

– создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

– включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта :

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

– Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

– Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

– Создание банка идей и предложений;

– Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

– Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

– Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта :

– Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители, педагогическом совете;

– Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими формами:

– Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

– Организованная образовательная деятельность с детьми;

– Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

– Самостоятельная игровая деятельность детей;

– Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

– Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице :

конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке и «песочного мира»;

– игры в адаптационный период;

– создание песочных композиций и «секретов».

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

– Анкетирование, тестирование родителей;

– Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

– Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

– Совместные конкурсы поделок из песка («Песочный город», «Песочное угощение»).

– Деловая игра «Ребенок, играющий в песок» (педагоги ДОУ, родители);

– Мастер-класс «Играем в песок»

– Индивидуальная консультативная работа;

– Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

– Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

– Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

– Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

– Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

• Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

• Система мониторинга для отслеживания результатов работы;

• Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;

• Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами :

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность

– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений

– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы

– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

.Результаты проекта

С целью определения актуальности проекта «Кинетический песок –

универсальная игрушка для детей, их родителей и педагогов», я провела

анкетирование родителей детей в группе в начале проекта и выяснила, что из 20

только 8 семей (40%) слышали о кинетическом песке, его возможностях в развитии

ребенка и играют дома с кинетическим песком, а также хотели бы узнать об играх с

кинетическим песком и их возможностях в обучении и развитии детей, так как

считают эффективным этот метод в развитии и обучении детей. 12 семей (60%)

слышали о кинетическом песке, но считают, что этот метод песочной терапии не

эффективен для развития и обучения детей и не стоит уделять этому большое

внимание.

На презентационном этапе, проведя повторное анкетирование, я получила

следующие результаты: 18 семей (90%) считают, что игры с кинетическим песком

эффективны в развитии и обучения ребенка и интересны детям, остальные 2 семьи

(10%) по-прежнему считают, что игры с кинетическим песком малоэффективные в

развитии и обучении детей. С этими семьями, я запланировала индивидуальную

работу, в виде консультации, рекомендации, мастер – классов по работе с

кинетическим песком.

Педагогическое обследование детей проводилось в начале проекта и после его

завершения с целью определения:

40%

60%

Отношение родителей к играм с кинетическим песком в

обучении и развитии детей

(начало проекта)

Считают эффективными игры с

песком

Считают не эффективными игры с

песком

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Песочная терапия» Игры с песком-это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг.

Песочная терапия на логопедических занятияхПесочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная терапия с использованием манки» Мастер-класс «Песочная терапия с использованием манки»Цель: Повышение педагогической компетентности родителей. Задачи: • Познакомить родителей.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Песочная терапияПесочная терапия Каждый воспитатель детского сада развивает у детей навык рисования, и каждый по-своему. Я же захотела открыть детям совсем иной способ рисования.

Песочная терапия для дошкольников Есть ли такая детская игра, которая может гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущения разнообразия.

Презентация «Песочная терапия» 1. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Его мельчайшие песчинки активизируют нервные окончания на кончиках пальцев.

Проект «Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА Утверждаю главный врач Сахоблспецдом.

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район 1 слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Песочная терапия»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 08:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Песочная терапия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белобородова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД