Валентина Черноусова
Педагогический проект «Откуда мебель к нам пришла?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети любят искать, сами находить.
В этом их сила.
А. Эйнштейн
Пояснительная записка
Проект «Откуда мебель к нам пришла?» (далее – Проект) направлен на решение одной из главных задач современной системы образования - на раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.
Публикация «Педагогический проект „Откуда мебель к нам пришла?“» размещена в разделах
Проект разработан для детей подготовительной группы. При разработке проекта автор опиралась на основные принципы дидактики и требования ФГОС. Проект пронизан системной паутинкой по образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Автор, общаясь с детьми, выявила проблему, что у детей недостаточно сформированы представления о том, как из дерева получают мебель.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, проживая в лесном регионе, только по художественным произведениям и хаотичным личным наблюдениям прослеживают обработку лесной продукции. Полный цикл изготовления мебели из древесины нигде не наблюдали, хотя возможности для обогащения знаний и впечатлений детей имеются. Неподалеку от населенного пункта, где расположен детский сад, растет лес, работает лесопильный цех, мебельный цех, в селе есть магазин мебели.
Цель проекта: познакомить воспитанников с полным циклом переработки дерева и изготовления мебели.
Цель реализуется в процессе познавательно-исследовательской деятельности с помощью максимального использования разнообразных видов детской деятельности.
Для реализации проекта взята модель взаимодействия: воспитатель – воспитанники – родители – партнеры социума. Вид проекта: познавательно-практический, открытый.
В ходе проекта решаются:
образовательные задачи:
- расширять и конкретизировать представления детей о процессе изготовления мебели из дерева, назначении мебели,
-дать представление о современном производстве, значимости нашего региона для промышленности страны;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами дерева и способами его использования;
- расширять представления о труде взрослых, профессиях, связанных с обработкой дерева и изготовлением мебели;
-расширять представления детей о пользе леса для человечества;
развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности явлений;
- расширять и активизировать словарный запас воспитанников;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать умозаключения;
воспитательные задачи:
- расширять представления о родном крае, воспитывать чувство гордости за малую родину;
- воспитывать бережное отношение к мебели;
- формировать основы экологической культуры, соблюдать правила поведения
Проект проводится в период свободной деятельности и частично в период непосредственно образовательной деятельности по теме недели «Мебель».
На подготовительном этапе проекта педагог решает задачи:
1. найти интересную информацию о хвойных, лиственных породах деревьев;
2. подобрать художественное слово (произведения, игры, загадки, физкультурные минутки);
3. создать презентацию о лесорубах, о способах доставки лесной продукции на лесопильные цеха;
4. провести консультацию с экскурсоводами по содержанию экскурсий;
5. вспомнить с детьми правила поведения на экскурсии;
6. обеспечить подвоз детей автобусом к месту проведения экскурсии;
7. побуждать детей использовать полученную на экскурсиях информацию в сюжетно-ролевых играх, рисунках, рассказах;
8. оформить благодарности руководителям-организаторам экскурсий.
Предполагаемый результат проекта:
- у детей сформированы элементарные представления о производстве мебели как последовательного многоэтапного цикла обработки дерева;
- продолжает формироваться чувство гордости за малую родину;
- у детей приобретены навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- получены новые знания о профессиях, технике и оборудовании для работы с деревом;
- у детей продолжается развитие интеллектуальных и личностных качеств, познавательного интереса, активности, любознательности
Деятельностный этап – действия педагога, детей, родителей и партнеров социума представлены в виде таблицы с разбивкой мероприятий по 3 месяцам.
В проекте отмечена интеграция образовательных областей в виде сокращенных названий образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие - СКР;
- познавательное развитие - ПР;
- речевое развитие - РР;
- художественно-эстетическое развитие - ХЭР;
- физическое развитие - ФР.
Месяц Мероприятие, интеграция образовательных областей Цель Методы и приемы План проведения
1
1. Диагностика знаний детей на начало проекта
СКР РР выявить начальные знания детей индивидуальная работа заполнение таблицы (приложение1)
2. Вхождение детей в проект
СКР ПР РР совместно выявить проблему, спланировать деятельность, определить источники информации, совместная разработка проекта беседа что мы знаем?
что мы хотим узнать? с помощью чего, кого узнаем? - источники информации.
3. Вовлечение родителей в проект
вызывать положительный отклик родителей на проект, оказание реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. консультация познакомить с целью проведения проекта и планом мероприятий
4. Знакомство с художественной литературой ПР РР ХЭР уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели; расширить знания детей о процессе изготовления мебели чтение Н. Сладков «Азбука леса», В. Маяковский «Кем быть», С. Маршак «Откуда стол пришел?», С. Маршак «Кошкин дом» - отрывок, беседа
2
1. Экскурсия в лес
ПР РР ХЭР ФР расширить представления о значимости леса, о хвойных породах деревьев – основной продукции района и сырья для производства мебели пешая прогулка, беседа в лесу:
*лес-источник кислорода, древесины, лекарственных растений, ягод, грибов, защита от шума, дом для животных и птиц;
*загадки о лесе и обитателях;
*сравнение ели и сосны;
*игра «Встань к дереву, какое назову»;
*интересные факты о лесе
2. Рассказ ребенка об экскурсии, рисунок
РР ХЭР умение ребенка отобразить в речи, в рисунке полученные на экскурсии впечатления, поделиться приобретенными знаниями с родителями совместная деятельность родителей с детьми запись рассказа ребенка, рисование картинки по теме экскурсии дома
3. Эксперимент ПР РР
систематизировать знания о свойствах и качествах дерева, учить устанавливать новые связи практическое занятие не тонет, горит, поддается обработке, нагревается, намокает, не пропускает воду, звучит
4. Презентация – валка леса, доставка до лесопильного цеха ПР показать разные способы валки леса и доставки леса до лесопильного цеха.
* валка дерева в прошлые времена и сейчас;
* доставка бревен до лесопильного цеха в прошлые времена и сейчас:
* профессии работников
5. Экскурсия на лесопильный цех (автобус)
ПР СКР дать детям знания о переработке лесной продукции и получения сырья для производства мебели Рассказ партнёра, наблюдение
*. рассматривание штабеля леса, выгрузка леса с лесовоза
* подкатка бревен к пиле
* распиловка бревна на доски,
*сортировка и укладка досок
* показать разные породы деревьев: разный рисунок на спиле, разный цвет и запах
* профессии работников
* техника и оборудование
*предоставить детям возможность посидеть в кабине лесовоза.
6. Рассказ ребенка об экскурсии
РР СКР умение ребенка отобразить в речи, в рисунке полученные на экскурсии впечатления, поделиться приобретенными знаниями с родителями совместная деятельность родителей с детьми запись рассказа ребенка, рисование картинки по теме экскурсии дома
7. Сюжетно-ролевая игра «Обработка дерева»
СКР РР отобразить полученные знания и впечатления в игре, умение развивать сюжет игры, умение договариваться, планировать и обсуждать действия игровая деятельность самостоятельно подобрать для игры игровой материал, распределить роли
8. Изготовление деревянных брусков и кубиков для конструирования ПР закрепить ранее полученные знания о свойствах дерева, умение своими руками делать детали для конструирования активные формы работы с деревом шлифовка наждачной бумагой деревянных брусочков и кубиков (подарки от партнеров)
9. Экскурсия на мебельный цех (автобус)
ПР СКР
познакомить воспитанников со следующим этапом - процессом изготовления мебели в условиях небольшого мебельного цеха Рассказ партнёра, наблюдение, практические действия детей
*. раскрой листа дерева;
* распиловка по указанным размерам;
* сборка мебели (вкручивание саморезов в изделие - привлекаются дети);
* орудия труда: рулетка, пила, дрель; оборудование: верстак, деревообрабатывающий станок;
* рассматривание готовой мебели;
* профессии работников
10. Рассказ ребенка об экскурсии, рисунок
РР СКР ХЭР умение ребенка отобразить в речи полученные на экскурсии впечатления, поделиться приобретенными знаниями с родителями совместная деятельность родителей с детьми запись рассказа ребенка, рисование картинки дома по теме экскурсии
3
1. Экскурсия в мебельный магазин
ПР ФР уточнить и расширить представления о мебели, дифференцировать мебель по назначению, материалу, из которого сделана мебель.
пешая прогулка, наблюдение
* выяснить, откуда поступает мебель в магазин
* назначение мебели: кухонная, для спальни, для отдыха, для прихожей, детской и т. д.
*цвет, размер, дизайн, форма мебели, дерево, из которого сделана мебель
2. Рассказ ребенка об экскурсии, рисунок
РР СКР ХЭР умение ребенка отобразить в речи, рисунке полученные на экскурсии впечатления, поделиться приобретенными знаниями с родителями совместная деятельность родителей с детьми запись рассказа ребенка, рисование картинки дома по теме экскурсии
3. Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин»
СКР РР закрепление знаний о разновидности мебели, способах изготовления, умение организовать сюжетно-ролевую игру совместная деятельность педагога с детьми изготовление мебели из различных конструкторов, распределение по ролям, придумывание сюжета
4. «Мебель в нашей квартире» РР закрепить, уточнить и расширить знания детей о мебели, учить определять некоторые особенности предметов мебели беседа мебель в прихожей, гостиной, в детской
5. Оформление книги «Откуда мебель к нам пришла?»
ХЭР ПР систематизировать рисунки и рассказы детей совместная деятельность педагога с детьми отобрать для книги наиболее удачные рисунки детей и систематизировать в соответствии с этапами проекта, составить коллективные рассказы
6. Презентация по проекту
ХЭР предоставить детям возможность закрепить полученные в ходе проекта знания, выразить своё эмоциональное отношение к проекту. просмотр презентации фотографии по всем этапам проведения проекта
7. Диагностика знаний детей
СКР РР выявить знания детей по завершению проекта индивидуальная работа внесение данных в таблицу (приложение1)
Для успешной реализации данного проекта необходимо предусмотреть риски:
1. Трудность проведения экскурсии на производстве - обилие материала, попадающего в поле зрения воспитанников, сложно удержать внимание детей.
2. Неумение экскурсоводов общаться с детской публикой, для этого нужно продумать педагогу наводящие вопросы.
3. Безопасность детей в незнакомых местах пребывания, перед каждой экскурсией обязателен инструктаж.
4. Нарушение сроков проведения проекта с связи с проблемами на производстве.
Завершающий этап проекта - демонстрация продуктов проекта окружающим:
1. Книга «Откуда мебель к нам пришла?»;
2. Игровой строительный материал для конструирования;
3. Презентация этапов проекта с фотографиями, стенд для родителей;
4. Подарки от производителей (предположительно);
5. Вручение благодарностей руководителям предприятий.
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА НА НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА (авт.)
ФИ ребёнка Лес растёт Валка леса Вывозка Лесопиль-
ный цех Мебельный цех Мебельный магазин Квартиры, офисы и т. д.
1
2.
3…
Условные обозначения:
+ ребенок выделяет этап;
- ребенок упускает из внимания этап
Список литературы:
1. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва Мозаика-Синтез 2016
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
3. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
4. Детская литература Н. Сладков «Азбука леса», В. Маяковский «Кем быть», С. Маршак «Откуда стол пришел?», С. Маршак «Кошкин дом» - отрывок