Раиса Дербе
Проект в подготовительной группе «Осень к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16»
Проект
Дербе Р. И.
Хут С. Х.
Тип проекта : краткосрочный, познавательный - творческий.
Форма проведения: групповая
Публикация «Проект в подготовительной группе „Осень к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе разработки проекта «Осень к нам пришла.»
Задачи проекта :
обогащать и систематизировать знания детей об осени как времени года
(ранняя, золотая,поздняя);
расширять представления об отображении осени в произведениях
искусства (поэтического, изобразительного, музыкального);
развивать познавательный интерес, наблюдательность;
воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать
природу.
Целевая группа : воспитатели, дети, родители.
Сроки проведения: с 12.09.18г. по 26.09.18г.
Приемы и методы реализации проекта :
создание условий для рассматривания репродукций картин художников
по теме «Осень глазами художников»;
беседы с детьми;
знакомство с литературными произведениями, музыкой на эту тему;
подбор стихов, загадок, пословиц,поговорок об осени.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения
представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта в различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, умственной, игровой);
заинтересованное и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Актуальность темы:
Осень- одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе, при изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере (как и в любой)ребята получают постепенно, пополняя их год от года.
План по реализации проекта :
Содержание работы
1 Этап - подготовительный
Поисковая работа по подбору информационного материала, художественных произведений и дидактических игр.
Беседы с детьми.
Подготовка стихов, пословиц, загадок, игр, атрибутов для игр и занятий.
Подбор репродукций картин художников и музыкальных произведений по данной тематике.
Подготовка консультаций и папки-передвижки для родителей:
«Одежда детей для прогулок осенью».
«Как сделать осеннюю прогулку интересной».
«Времена года. Осень».
2 Этап - практический:
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
«Четыре желания» К. Д. Ушинский.
«Осенняя сказка», «Спор деревьев» К. Д. Ушинский.
«Уж небо осенью дышало…»А. Пушкин.
«Лес точно терем расписной».И. Бунин.
Беседы
«Что изменилось в природе с наступлением осени?»
Рассматривание репродукции картин русских художников:
И. Левитан «Золотая осень».
И. Шишкин «Золотая осень».
В. Поленов «Золотая осень».
«Осенние хлопоты человека осенью».
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров».
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
«Осеннее настроение в музыке».
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь».
А. Вивальди «Осень».
Игровая деятельность:
П/ И: «Гуси лебеди».
«Съедобное – несъедобное».
«Перелет птиц».
Д/ И: «Две корзинки».
«С какого дерева листок»
«Подбери слова».
«Кто назовет больше примет осени?»
«Чудесный мешочек».
«Времена года».
«Когда это бывает?»
Словесные игры:
«Назови ласково».
«Скажи со словом осенний».
«Да или нет».
Разучивание песен:
«Осень кружевница» м. и сл. Евдотьевой А.
«Осенний букет».
«Наступила осень».
Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин семян»
«Семья- собираемся на прогулку в парк»
«Семейный праздник».
Настольные игры:
«Овощи фрукты»
«Времена года»
«Птицы, животные».
Проведение ОД:
1. Развитие речи : Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре
желания».
2. Рисование: «Золотая осень».
3. Лепка: «Лукошко с грибами».
3 этап- заключительный
Викторина по теме : «Осень».
Рекомендации родителям по организации экскурсии в парк.
Заключение
В течении двух недель воспитатели группы 8 совместно с родителями расширили знания детей об осени, помогали увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
Приложение №1
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Цель: научить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;
активизировать подбор сравнений и определений, синонимов антонимов к заданным словам;
закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных
развивать память, логическое мышление;
воспитывать интерес к явлениям природы.
Ход занятия
Часть 1
Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
«Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Честно и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учим на занятии»
Воспитатель: Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принес посылку. Хотите посмотреть, что же там внутри? Но сначала мы с вами отгадаем загадки:
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос
Знать уже пришла сама
Настоящая… (зима)
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода
Это к нам идет… (весна)
Спелеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки
И выводит соловей
Трели до рассвета
Ночь короче, день длинней,
Наступило… (лето)
Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет осень… (осень)
(Воспитатель вывешивает картинки, изображающие 4 времени года)
Воспитатель: скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
А как можно сказать об этом одним словом? (времена года)
А теперь подберем слова подходящие к каждому времени года:
Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
Часть 2
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказами про мальчика Митю и узнаем, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский (воспитатель вывешивает портрет автора). Великий русский педагог написал много произведений (Курочка и петушок, Смелая лошадь, Бодливая корова и т. д.)
Воспитатель: Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик (чтение рассказа воспитателем).
А) Чтение первой части рассказа. Беседа по вопросам 1-ой части:
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (катался на коньках)
Каким он был зимой? (румяным и веселым)
Какое желание высказал мальчик своему отцу? (он хотел, чтобы всегда была зима)
Куда записали его желание? (в записную книжку)
Б) Чтение второй части рассказа. Беседа по вопросам 2-ой части
Кто порхал над зеленым лугом? (бабочки)
За кем бегал Митя? (он бегал за бабочками)
Какие были бабочки? (бабочки были пестрые)
Что мальчик рвал на лугу? (он рвал цветы)
Как Митя говорил о весне? (что за прелесть весна)
Куда Митя записал свое желание? (в записную книжку)
В) Чтение третей части рассказа. Беседа по содержанию 3-ей части рассказа
Куда отправился Митя с отцом летом? (не сенокос)
Как веселился мальчик весь день? (ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в сене)
Что сказал Митя своему отцу вечером? (я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
Куда было записано желание мальчика? (в записную книжку)
Г) Чтение четвертой части рассказа. Беседа по содержанию 4-ой части
Какое время года наступило? (осень)
Что делали люди в саду? (собирали румяные яблоки и желтые груши)
Какое настроение было у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (осень лучше всех времен года)
Что сделал отец? (показал сыну записную книжку, где было написано, что он то же самое говорил и о весне и о зиме, и о лете)
Физкультминутка «Про Буратино»
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы
Воспитатель: Кто хочет пересказывать? (вызывает 4-хы детей). Вы между собой договоритесь, кто о каком времени года будут говорить (рассказы детей)
Воспитатель: А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком. Молодцы!
Д) Воспитатель: Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо – а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
Весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
Трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая)
Береза высокая – а ель? (выше, более высокая)
Тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный)
Клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая)
Вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий)
Дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая)
Река глубокая – а море? (глубже, более глубокое)
Мальчик высокий – а его брат (выше, более высокий)
А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах:
«Смелый там найдет, где робкий… (потеряет)»
«Больше знай, да меньше… (болтай)»
«Вещь хороша кода новая, а друг когда… (старый)»
«Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)»
«Дождик вымочит, а солнышко… (высушит)»
«Один теряет, другой… (находит)»
А теперь дети, мы послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года» и определим языком музыки времена года. «Времена года – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы» Прослушивание и определение детьми времен года
Четверостишье воспитателя о погоде и природе:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать!
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благородно принимать
Приложение №2
Рисование "Золотая осень"
Тема: «Золотая осень»
Цели: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени.
Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета. Использовать разные приемы работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество.
Предварительная работа. Рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов. Знакомство с репродукциями картин И. И. Левитана, В. Васнецова.
Материалы. Листы бумаги белого цвета, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».
Содержание образовательной деятельности детей
1. Введение в тему.
Воспитатель. Ребята, послушайте загадку, отгадка которой подскажет вам тему нашей беседы.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Дети:. (осень)
Воспитатель. Какие впечатления у вас остались после прогулки? Какие эмоции, чувства вы испытали от увиденного?
Какие изменения в природе возникли с приходом осени?
Дети. (Похолодало, идут дожди, птицы улетают, желтеют и падают листья).
Воспитатель. Правильно, ребята. Подул ветер, листья опадают с деревьев. Как называется эта пора осени?
Дети. (Листопад.)
Воспитатель. Ребята, посмотрим картину И. Левитана «Березовая роща». Многие известные художники – как Шишкин, Левитан, Васнецов любили
рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.
Они долго - долго учились и каждый день много рисовали. Но даже настоящие художники не сразу научились рисовать.
Воспитатель. Какое время года изобразил художник? (Золотая осень).
-Почему осень в это время называют золотой? (Потому что желтые листья похожи на золото, когда сверкают на осеннем солнце.)
Физкультминутка.
Листочки, листочки по ветру летят
И деток под ножками тихо шуршат.
(Бег на месте на носках, взмахи руками)
И плавно качаясь, ведут хоровод.
И ветер осенний им песню поет.
(Плавные покачивания корпусом и руками, поднятыми вверх, вправо – влево.)
Вот и мы сегодня с вами попробуем передать те впечатления, которые мы с вами увидели на прогулке.
Воспитатель. Давайте сравним, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга.
Дети. (По форме и толщине ствола, форме крона, окраске).
Воспитатель. Ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки – кончиком,
А теперь нарисуйте каждый свою картину «Золотая осень».
По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки, предложить выбрать наиболее выразительные.
Приложение №3
Конспект занятия по лепке «Корзинка с грибами для белочки»
Цель: дать представление о грибах, которые растут в лесу.
воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.
развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки.
Учить детей лепить корзину с грибами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит — (Белка)
Воспитатель: Правильно, сегодня к нам в гости пришла белочка.
Воспитатель: Где она живёт? Ответ детей.
Правильно -в лесу.
Воспитатель: Что она кушает? Дети отвечают. Верно, ягоды, грибы.
Воспитатель: Послушайте стихи о белочке О. Киселева:
Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех –
Хватит лакомства на всех!
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Дети, наша белочка пробегала, проскакала с ветки на ветку, заигралась совсем, не заметила что пришла волшебница-осень. Белочка совсем не сделала запасов на зиму, ни яблок, ни ягод, ни грибов.
Мне очень жаль белочку, давайте ей сделаем подарки -слепим корзинки с грибами. Я уже слепила, посмотрите.
Воспитатель показывает детям готовый образец, а затем лепит корзинку и грибы при детях.
Динамическая пауза.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево -вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Затем дети продолжают лепить, воспитатель помогает. В конце
интегрированной ситуации подводятся итоги.
Оформляется выставка для родителей :
«Корзинка с грибами для белочки».