Мария Митракова
Педагогический проект «От малого к большому»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №47»
Проект "От малого к большому"
Подготовили : М. В. Митракова, Т. И. Ведерникова
Название:«От малого к большому».
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Вид проекта : педагогический.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2015 май 2016).
Публикация «Педагогический проект „От малого к большому“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Актуальность проекта :Самым ответственным и значимым периодом в развитии личности человека является период дошкольного детства. Психологи выделяют этот период как самый сенситивный, а педагоги рассматривают период детства как самый благоприятный для формирования нравственного поведения детей, воспитания чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Знакомство с нравственными и эстетическими ценностями родного народа и духовной культуры в самом начале жизненного пути маленького человека и есть самый надежный и естественный способ патриотического воспитания. Содержание понятия патриотизма включает в себя широкий спектр значений и не может быть определено несколькими словами. Это и семья, и берёзка под окном, и каждый в поле колосок, любовь к родному дому и к любимым местам, ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Истоки патриотических чувств берут начало именно из впечатлений детства. ? В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника: ". формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. "
В современном обществе утрачены исконно русские традиции, поэтому задача взрослых создать условия приобщения детей к социокульнурным нормам, традициям национальной культуры. В рамках образовательной деятельности по патриотическому воспитанию педагоги ориентируются на новые формы, новое содержание работы, подразумевающее возврат к традициям народа, знакомства с историей. При составлении проекта мы учитывали педагогические принципы проектной деятельности М. В. Крупениной (возрастные и индивидуальные особенности детей, сотрудничество детей и взрослых, деятельностный подход и взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой). Одной из эффективных форм деятельности по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, поскольку она дает возможность для объединения всех участников педагогического процесса.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цель проекта : формировать первичные представления о себе, о своей семье, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа.
Проект реализуется в течение года и включает в себя три основных этапа.
Этапы Сроки Содержание Результат
I. Подготовительный сентябрь 2015г. Изучение нормативных документов, методической литературы и опыта коллег по нравственно-патриотическому воспитанию. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Разработку тематического плана работы мероприятий. Обсуждение с родителями содержание и их готовность учувствовать в проекте;
Тематический план работы проекта
II. Основной октябрь 2015 – май 2016г. г. осуществляется создание условий, развивающей среды, организация мероприятий; Выставки, акции, развлечения, экскурсии
III. Заключительный июнь 2016г. организация выставки работ участников проекта, проведение итогового мероприятия;
педагогический анализ полученных результатов, Выставка работ участников проекта для детей, родителей и педагогов детского сада
Тема Сроки Задачи Формы Развивающая среда Работа с родителями
«Семья человека, большая и малая» сентябрь - формировать представления детей о ближайших родственниках;
- воспитывать чувство заботы, любви и уважения к близким;
- учить ребенка называть имена родителей и близких родственников; - рассматривание семейного фотоальбома;
- с/р игра «Семья»;
- чтение худ. литературы о семье;
- составление рассказа по схеме «С кем я живу»;
- Д/и «Кто что делает?»;
- Д/и «Кто что делает?», «Кто ты мне, а я тебе?»;
- семейный фотоальбом «Моя маленькая семья»;
- схема составления рассказа;
- художественная литература на тему «Моя семья» (стихи А. Барто, Р. Рожденственский, М. Дружининой, Е. Благининой);
- атрибуты и предметы-заместители для с/р игры «Семья»;
- оформление семейного альбома, содержащего фотографии членов семьи и описание семейных традиций;
Итоговое мероприятие: организация выставки семейных фотоальбомов
«Мир, в котором я живу» октябрь - формировать представления детей о назначении детского сада, о традициях и правилах группы;
- воспитывать любовь к детскому саду;
- учить детей доброжелательно относится к людям, которые заботятся о них в д/с (здороваться с педагогами, прощаться с ними, называть по имени и отчеству); - экскурсия по д/саду;
- целевая прогулка по территории д/сада;
- беседа «Кто заботится о нас»;
- ролевой диалог «В гостях у куклы»;
- традиция «Встреча с интересными людьми» (врач, повар, музыкальный руководитель);
- двигательные загадки «кто что делает»;
- С/р игра «Детский сад»;
- Чтение художественной литературы по теме;
- картинки «Профессии»;
- Д/и «Кто что делает?»;
- атрибуты и предметы-заместители для с/р игры «Детский сад»;
- художественная литература (Л. Воронкова «Маша - растеряша», стихи И. Демьянова, А. Вишневской, И. Гуриной, З. Петровой, А. Кардашовой и др.);
- создание альбома «Все работы хороши»;
- организация субботника на участке д/сада;
- помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды группы;
Итоговое мероприятие: день рождения группы
«Город, в котором я живу» ноябрь - дать первые представления о родном городе;
- развивать познавательный интерес к родному городу, дому;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к своему двору, и людям, которые в нем живут; - беседа «город, в котором я живу»;
- рассматривание фотографий с изображением видов города;
- альбом «Любимый уголок Соликамска»;
- конструирование из строительного материала, бумаги и картона «Улицы нашего города»;
- с/р игра «Автобус»;
- чтение стихотворений В. Рычихиной;
- решение проблемной ситуации «Я потерялся»;
- фотографии видов города;
- пополнение альбома «Все работы хороши»;
- макет «Улицы нашего города»;
- атрибуты и предметы-заместители для с/р «Автобус»;
- стихи В. Рычихиной;
- совместное творчество с детьми на тему «Мой двор»;
Итоговое мероприятие: организация выставки рисунков «Мой двор».
«Город, в котором я живу» декабрь - продолжать знакомить с достопримечательностями города;
- формировать ответственное и бережное отношение к памятным местам родного города;
- воспитывать чувство гордости за свой город;
- д/и «Виды города» (разрезные картинки);
- просмотр презентации на интерактивной доске «Славный город Соликамск»;
- эксперимент «Соленый лед»;
- экскурсия по окрестностям детского сада;
- выставка мини-книжек «Достопримечательности нашего города»; - д/и «Виды города» (разрезные картинки);
- альбом «Славный город Соликамск»;
- познавательная литература («365 научных экспериментов», современная детская энциклопедия);
- фотоотчет об экскурсии в уголке «Наши славные дела»;
- оборудование для опытов;
- помощь в организации и проведении экскурсии по окрестностям;
- изготовление мини-книжек для выставки;
Итоговое мероприятие: фотоотчет об экскурсии в уголке «Наши славные дела».
«Город, в котором я живу» январь - познакомить детей с промышленными предприятиями города;
- продолжать расширять знания детей о профессиях;
- воспитывать чувство гордости за жителей города; - выставка разных видов бумаги, предметов из дерева, соляных кристаллов;
- рассказ о народных умельцах города;
- чтение познавательной литературы);
- выставка «Чем Соликамск славится»;
- панно с изделиями народных умельцев города;
- художественная и познавательная литература («Народные промыслы г. Соликамска» Е. Смертина); - помощь в организации выставки;
Итоговое мероприятие:
«Город, в котором я живу» февраль - познакомить детей с природой родного города, видами транспорта города;
- формировать знания о жизни природы;
- развивать чувство уважения и бережливости к красивым местам города;
- рассказ воспитателя о прошлом реки Кама (легенда);
- экспериментальная деятельность «Волшебница-вода»;
- с/р игра «Пароход»;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ДБЭЦ);
- оборудование и карточки-схемы экспериментов с водой;
- атрибуты и предметы-заместители к с/р игре;
- альбом «Транспорт»;
- оборудование для опытов;
Итоговое мероприятие: создания коллажа «Река Кама».
«Люби и знай Пермский край» март - формировать первичные представления о родном крае;
- воспитывать интерес к традициям и истории родного края;
- знакомить детей с культурными ценностями Пермского края;
- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; - народные, хороводные игры;
- беседа на тему «Во что одевались в Прикамье»;
- заучивание народныхзакличек («Солнышко, ведрышко», «Радуга-дуга», и др.);
- рассматривание альбома «Народные костюмы Прикамья»;
- с/р игра «Испечем блинчики»;
- атрибуты и предметы-заместители к сюжетно-ролевой игре;
- дидактическое пособие «Народные костюмы Прикамья»;
- раскраски;
- «волшебный куб» с картинками к народнымзакличкам;
Помощь в организации и проведении «масленницы»;
Итоговое мероприятие: проведение фольклорного праздника «Масленица»
«Люби и знай Пермский край» апрель - формировать представления детей о животных и птицах Пермского края;
- воспитывать добрые чувства к животным;
- учить элементарным правилам ухода за животными и птицами; - Д/и «Звери в лесу», «Собери птицу», «Чудесный мешочек»;
- создание коллажа «Дикие и домашние животные»;
- создание альбома «птицы прикамья»;
- пополнение альбома «Наши славные дела»;
- птичье новоселье;
- п/и «Зайка беленький сидит»;
- интерактивная игра «Кто где живет?»; -Д/и по теме;
- коллаж «Дикие и домашние животные»;
- альбом «Птицы прикамья»;
- фото для альбома «Наши славные дела»;
- изготовление скворечников для «птичьего новоселья»;
- участие в акции «Поможем друзьям нашим меньшим»;
Итоговое мероприятие: «Птичье новоселье» в сосновом бору Дубравы
«Люби и знай Пермский край» май -формировать представления о растительном мире родного края (деревья, цветы, трава);
- воспитывать любовь к природе родного края;
- учить детей ухаживать за растениями; - акция «Зацветут у нас цветы»;
- составление рассказа об уходе за комнатными растениями по схеме;
- рассматривание альбома «Растительный мир Пермского края»;
- д/и лото «Растительный мир»;
- изготовление панно «Дерево и все вокруг него»;
-п/и «Наши славные цветочки распускают лепесточки»;
- уход за растениями огорода на окне; - оборудование для ухода за комнатными растениями;
- схемы «Расскажи-ка» (рост и уход за растениями и деревьями);
- д/игры по теме;
- альбом;
-панно «Дерево»;
- огород на окне (рассада цветов);
Помощь в озеленении участка детского сада.
Итоговое мероприятие: акция «Зацветут у нас цветы»;
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. от 29 мая 2015 г. N 996-р.