Аникьева Галина Ивановна
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Приморский детский сад»
Педагогический проект
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание
детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Аникьева Галина Ивановна
II группа раннего возраста
п. Приморский 2023 г.
Постановка проблемы
Публикация «Педагогический проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
«Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны – не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие».
К. Д. Ушинский
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Тип проекта : среднесрочный, познавательный, коллективный
Участники проекта : воспитатель, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2022г. - май 2023г.
Цель проекта - создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Задачи:
1. Создать предметно – пространственную развивающую среду;
2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности;
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Результатами реализации проекта являются :
- пополнение предметно – развивающей среды;
- создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обычаях;
- сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре;
- формирование представлений о родном крае, семье, детском саде.
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачев.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п. 1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Результатом нравственного воспитания детей становится проявление в личности определённого набора нравственных качеств. Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров.
Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых живёт ребёнок, и от средств и методов воспитания.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – своей семье. И родной двор, где он гулял не раз, и то место, где родился и вырос, и детский сад, где он получал радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в ней за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности ребёнка невозможно без воспитания без воспитания и уважения к духовным ценностям.
Патриотическое воспитание дошкольников это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Кроме того, Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Поэтому, читаю целесообразным формировать в детях патриотические чувства: любовь к Родине, воспитывать моральные и нравственные ценности, принятые в обществе, дать детям представления о праздниках и традициях каждого народа, уважительное отношение к семье и обществу, начиная с младшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема моего проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный (сентябрь-октябрь)
На подготовительном этапе организуется педагогический процесс, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.
II этап - Основной (ноябрь-апрель)
На этом этапе проходит реализация мероприятий по трем направлениям: воспитатели, дети, родители.
III этап - Обобщающий (май)
Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.
План реализации проекта
№ Мероприятия Сроки реализации Ответственные
1 Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста» Сентябрь Воспитатель
2 Изучение опыта коллег по данной теме Сентябрь Воспитатель
3 Разработка программы, перспективного плана работы с детьми, коллегами и родителями Октябрь Воспитатель
4 Разработка и обогащения плана предметно-развивающей среды: подбор иллюстраций, художественной литературы, пособий (ложки, свистульки, матрёшки, шкатулки); различных игр (русских народных, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) Октябрь Воспитатель
5 Организация в групповом помещении уголка по нравственно-патриотическому воспитанию Ноябрь Воспитатель
Родители
6 Проведение родительского собрания по патриотическому воспитанию по теме : «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» Ноябрь Воспитатель
Родители
7 Консультация для родителей по данной теме. Памятка для родителей. Ноябрь Воспитатель
Родители
8 НОД по теме: «Зайчик В детском саду» Декабрь Воспитатель
Дети
9 Выставка новогодних поделок «Новогодняя игрушка», украшение группового помещения к празднику, заучивание стихотворений про ёлочку, Деда Мороза. Декабрь Воспитатели
Родители
10 Новогоднее развлечение для детей «Новогодний колокольчик» Декабрь Родители
Дети
Родители
11 Оформление стенгазеты «Как я провёл новогодние праздники» Январь Родители
Дети
12 Продуктивная деятельность. Рисование «Рождественская звезда» Январь Воспитатель
Дети
13 Сбор фотографий в фотоальбом «Моя семья». Коллаж «Семейное древо» Январь Воспитатель
Родители
14 Оформление уголка «Народно-прикладное искусство» Январь Воспитатель
15 Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Январь Воспитатели всех групп
16 НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Милости просим, гости, дорогие». Февраль Воспитатель
Дети
17 Папка- раскладушка «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Февраль Воспитатель
Родители
18 Спортивный праздник, посвящённый 23февраля (открытка-подарок для папы) Февраль Воспитатели всех групп
Дети
Родители
19 Выставка книжек-малышек по потешкам, загадкам, русским народным сказкам Февраль Воспитатель
Родители
20 НОД по теме: «В гости к кошке Мурке» Март Воспитатель
Дети
21 Развлечение «Мамин праздник»
(изготовление подарков для мам и бабушек) Март Воспитатели всех групп
Дети
Родители
22 Развлечение «Проводы русской зимы» Март Воспитатели,
Дети всех возрастных групп
Родители
23 Составление картотек:
-русские народные подвижные игры,
-развитие речи (чистоговорки, скороговорки,
-использование потешек в режимных моментах. Март Воспитатель
24 Продуктивная деятельность. Рисование «Пасхальные яички» Апрель Воспитатель
Дети
25 НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Матрёшка в гостях у ребят» Апрель Воспитатель
Дети
26 Дидактическая игра «Собери матрёшку», разрезные картинки.
Продуктивная деятельность.
Рисование матрёшки. Апрель Воспитатель
Дети
27 Рекомендации для родителей по домашнему чтению: русские народные песенки, потешки. Апрель Воспитатель
Родители
28 Участие в семинаре
«Театрализованная деятельность по сказке «Курочка-ряба» Апрель Воспитатель
Дети
29 Рассматривание иллюстраций: Праздник «День победы». Май Воспитатель
Дети
30 Презентация «Мой прадед-герой» Май Воспитатель
31 Обобщение результатов работы. Май Воспитатель
32 Презентация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». Май Воспитатели всех групп
33 Участие в педагогических конкурсах Май Воспитатель
32 Участие в конкурсах с творческими работами детей. Май Воспитатель
Дети
Выводы
1. Сформирована предметно –пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
2. Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о нравственно-патриотическом воспитании, русском народном искусстве, народном быте, традициях, обычаях, праздниках.
3. Дети познакомились с истоками русской народной культуры через различные виды деятельности: чтение, заучивание, продуктивную деятельность, игры и т. д.
4. Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Список литературы:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М. : Просвещение, 1987- 240с.
Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : Просвещение, 1987.
5. Р. С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС
6. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию
месяц 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
ноябрь Тема:
«Во саду ли, в огороде»
Пр. сод. : познакомить детей с огородом детского сада. /с. 30/
Тема:
«Чудесный сундучок»
Пр. сод. : познакомить детей с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. /с. 31/
Тема:
«Как у нашего кота»
Пр. сод. : познакомить детей с обитателями «избы» - котом Васькой.
Заучивание потешки
«Как у нашего кота»/с. 32/
Тема:
«Ходит сон близ окон»
Пр. сод. : ознакомить с колыбелькой (люлькой,
зыбкой, колыбельными песнями/с. 29/
декабрь Тема:
«Водичка, водичка, умой моё личико»
Пр. сод. : познакомить детей с рукомойником. Разучивание потешки
«Водичка, водичка, умой моё личико»./с. 34/
Тема:
«Идёт коза рогатая»
Пр. сод. : познакомить детей с новым обитателем «избы» -козой Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая»./с. 34/
Тема:
«Ух ты, зимушка-зима»
Пр. сод. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Дать детям новые понятия: «рукавички», «валенки»./с. 36/
Тема:
«Сундучок Деда Мороза»
Пр. сод. : учить детей отгадывать загадки о зиме, зимней одежде. /с. 36/
январь Тема: «Пришла коляда-отворяй ворота»
Пр. сод. : знакомить детей с Рождеством/с. 37/ Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Пр. сод. : знакомить детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»/с. 37/ Тема:
«Гость на гость-хозяйке радость»
Пр. сод. : познакомить детей с медвежонком Мишуткой.
Лепка посуды. /с. 38/
Тема:
«Половичку курочка веничком метёт»
Пр. сод. : разучить с детьми потешку «Наша-то хозяюшка сметлива была»./с. 39/
февраль Тема:
«Петушок-золотой гребешок»
Пр. сод. : познакомить детей с новым персонажем-Петушком.
Разучивание потешки о петушке. /с. 41/
Тема:
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Пр. сод. : познакомить с
печкой, чугунком, ухватом, кочергой/с. 35/ Тема:
«Кот, петух и лиса»
Пр. сод. : познакомить детей
со сказкой «Кот, петух и лиса»./с. 42/
Тема:
«Сорока-белобока кашу варила»
Пр. сод. : познакомить с предметом обихода – глиняным горшком. /с. 43/
март Тема:
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
Пр. сод. Этническая беседа «Моя любимая мама»/
с. 40/ Тема:
«Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая»
Пр. сод. : познакомить детей с Масленицей. /с. 40
Тема:
«Здравствуй солнышко-колоколнышко!»
Пр. сод. : разучить потешку
про солнышко /с. 43/
Тема:
«Заюшкина избушка»
Пр. сод. : познакомить детей
со сказкой «Заюшкина избушка» /с. 41/
апрель Тема: «Курочка Ряба»
Пр. сод. : познакомить со сказкой «Курочка Ряба»/с. 43/ Тема: «Кто в тереме живёт?»
Пр. сод. : познакомить со сказкой «Теремок»/с. 44/ Тема: «Маша и медведь»
Пр. сод. : познакомить со сказкой «Маша и медведь»/с. 39/ Тема: «Хозяйкины помощники»
Пр. сод. : знакомить детей с предметами обихода-коромыслом, вёдрами, корытом/с. 39/
май Тема:
«Волк и семеро козлят»
Пр. сод. : познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»./с. 35/
Тема:
«Три медведя»
Пр. сод. : познакомить со сказкой Л. Н. Толстого
«Три медведя». /с. 38/
Тема: «Колобок»
Пр. сод. : познакомить со сказкой «Колобок»/с. 35/ Тема:
Прощание с «избой»
Пр. сод. : Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. /с. 44/
Князева О. Л., Маханева М. Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2017.