Елена Григорьева
Педагогический проект «Живем, чтобы помнить»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Много ещё скажут, потому что это – огромное горе, которое мы не имеем права забывать. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Публикация «Педагогический проект „Живем, чтобы помнить“» размещена в разделах
Паспорт проекта.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий.
Тип проекта : детско-взрослый, долгосрочный.
Участники проекта : дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации: с января по май.
Цель проекта : Формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
Задачи проекта :
1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ, обогащать словарный запас.
2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
3. Прививать любовь к песням военных лет. Воспитывать чувство солидарности, дружбы, сопричастности.
4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
5. Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
6. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
7. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Гипотеза: Если применять в работе с детьми систему средств формирования представлений о Великой Отечественной Войне, то у детей старшего возраста не только расширятся представления о подвиге народа, но и сформируются элементы гражданственности и патриотизма.
Аннотация проекта : Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Много ещё скажут, потому что это – огромное горе, которое мы не имеем права забывать. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Горько видеть, что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Годы, болезни, старые раны берут своё. Дети – это наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Формы организации детей: Беседы, составление рассказов, конкурс чтецов. Рассматривание альбомов, плакатов, открыток о ВОВ. Продуктивная деятельность. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений. Музыкальная гостиная, праздничный концерт. Урок мужества. Физкультурный досуг. Конкурс рисунка на асфальте. Возложение цветов к памятнику.
Основной этап работы: познавательная –исследовательская деятельность; рассказы воспитателя с показом иллюстраций «1418 дней войны», рассматривание альбома «Военная техника в годы войны», беседа с детьми «Подвиг на войне», рассматривание картины «Письмо с фронта» А. И. Лактионова, рассматривание картины Б. Окорокова «Пограничники», просмотр диафильмов «Руки сапера», «Подвиг Александра Матросова», беседы-диспуты о героях,просмотр диафильма «Подвиг Зои Космодемьянской», выставка «Труженики тыла».
Физкультурно-игровая деятельность: игры состязания: «Кто быстрее?», «Самый меткий», «Самый смелый», «Полоса препятствий» с вручением медалей за отвагу, мужество, ловкость, дружескую поддержку, подвижная игра «Защита границ», физкультурный праздник «Мы будущие солдаты» к дню защитника Отечества.
Художественно-речевая деятельность: чтение художественных произведений: Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; занятие «День Победы», заучивание стихотворения О. Воробьева «Нет войне», чтение произведения Е. Благининой «Баллада о добром свете», чтение произведений: «Последние выстрелы» Е. Воробьева, «Последний штурм» С. Алексеева.
Продуктивная деятельность детей: рисование «Миру – мир!», рисование плаката «Нет войне!», рисование с детьми исторических сюжетов и их раскрашивание, ручной труд «Подарки папам к празднику – Дню защитника Отечества», аппликация «Защита дома своего», рисование на тему «Дети войны», рисование вместе с детьми на тему «Мой родственник – защитник Родины».
Музыкально-художественная деятельность: слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «Они защищали Родину» (о героях войны, слушание песни «Хотят ли русские войны?», утренник «Память жива».
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о Войне».
2. «Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями о Войне».
3. Участие в выставке творческих работ на тему «Отлитые в бронзе».
4. Организовать родителей на посещение с детьми памятников райцентра, посвященных солдатам Великой Отечественной Войны.
Вывод: Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща с малых лет, прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Проект предназначен для формирования у детей знаний об историческом прошлом Родины, целостного восприятия событий, связанных с Великой Отечественной войной. Реализация проекта позволила нам повысить интерес к детям к ветеранам, защищавшим Родину много лет назад и способствовал формированию гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека- гражданина своей Родины. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Закреплен навык составления рассказа об истории ВОВ. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла. Поставленные задачи по реализации проекта были выполнены, цель была достигнута.
Информационные ресурсы:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
2. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
3. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984. – 304 С. Жариков А. Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1980 – 192 с.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
5. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
Интернет ресурсы:https://lib.sportedu.ru;http.//www.maam.ru;https://www.proskolu.ru
Ресурсное обеспечение:
1. Видеофильмы, мультфильмы.
2. Фотоматериалы.
3. Аудиозаписи.