Светлана Кобзева
Нормативный проект «Мы по правилам живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы по правилам живем
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида"
Выступление
в рамках работы районного методического объединения
для воспитателей ДОУ по теме
«Развитие навыков проблемно-диалогового общения посредством реализации нормативного проекта «Мы по правилам живем»
Подготовила и провела:
воспитатель С. Б. Кобзева
30.01.2018г.
г. Сланцы
Темочки:
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы. Еще труднее ребенку представить, что чувствует другой и чем мотивированы поступки других детей. Ребенок видит только внешнее поведение другого ребенка: толкает, отбирает, мешает, кричит. Определенной проблемой для детей является также и умение рассказать о своих чувствах, желаниях.
Столкновение детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения, приводит к конфликтам. Педагоги для поддержания порядка и дисциплины в группе склоняются к авторитарным ноткам при взаимодействии с детьми и устанавливают, в основном, запрещающие правила «Нельзя бегать в группе», «Нельзя бросать песок в лицо другим детям».
Однако существует более эффективные способы введения в жизнь детей социально одобряемых правил взаимодействия.
По мнению ученых на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение это технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Для создания проблемной ситуации можно использовать множество методических приемов:
• Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения;
• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
• Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
• Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
• Постановка проблемных задач.
Вашему вниманию мы хотим представить нормативный проект «Мы по правилам живем» как способ развития навыков проблемно-диалогового общения. Ценность этого способа в том, что все правила обсуждаются и принимаются детьми совместно.
Характеристика проекта.
Тип проекта : нормативный.
Направление : коррекция поведения.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели.
Внутренние связи: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Проблема: Дети испытывают трудности позитивного разрешения конфликтной ситуации самостоятельно.
Цель: Обучение детей способам позитивной социализации.
Задачи:
o Развивать навыки социального поведения;
o Дать детям знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения;
o Обучать детей умению высказываться о своих потребностях;
o Расширять эмоциональный словарь детей;
o Развивать диалогическую речь;
o Развивать коммуникативную культуру.
Результативность: Снижение напряжения во взаимоотношениях между детьми.
Продукт проектной деятельности : создание «свода» правил поведения в ДОУ.
Сейчас я расскажу вам путь создания правила.
Организация работы по нормативному проекту содержит 8 этапов :
1. Выявление педагогом ситуаций, которые, достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.
Пример конфликтной ситуации между детьми: «Даня опять пойдет первым, а я тоже хочу!»
2. Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в данной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
Предложить различные варианты поведения в данной конфликтной ситуации
3. Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
Предлагается изобразить в рисунке нежелательные последствия данной конфликтной ситуации.
4. Педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
Рассказать о том, что изображено на их рисунках.
5. Детям предлагают подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
Предполагает совместное обсуждение и выбор наиболее адекватной формы поведения в данной конфликтной ситуации.
6. Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
Все рисуют схематическое изображение выбранной формы поведения.
7. Дети объясняют, что нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на существенных деталях и предлагает на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Выбор окончательного «знака» данного правила.
8. Включение «знака» правила в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
Количество таких знаков будет зависеть от количества конфликтных ситуаций, для разрешения которых необходимо создание и, естественно, соблюдение правила. Обычно таких знаков накапливается около 10.
При наличии правил более чем одно, возникает необходимость разместить их в одном месте. Это может быть «Сводов правил» : Книга правил, Хоровод правил (схематические изображения правил находятся в карманчиках у матрешек). Паровозик правил и т. д.