Надежда Иоселева
Педагогический проект «Птицы нашего двора»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: "Птицы нашего двора"
учителя - дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области Иоселевой Надежды Васильевны
Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Педагогический проект „Птицы нашего двора“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Содержание проекта.
Актуальность реализации проекта.
Дети всегда соприкасаются с явлениями живой природы. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир явлений и событий.
Дети с нарушением зрения создают объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения функций зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.
В беседах с детьми о птицах выясняем, что дети не могут назвать даже птиц средней полосы, перечислить их отличительные признаки, назвать виды птиц, а также сезонные характерные особенности поведения и т. д.
Во время прогулки мы с детьми наблюдаем, как на участок прилетают голуби, воробьи, синички. Реакции у детей непредсказуемы. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.
Вот и возникла идея – познакомить дошкольников с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, именно поэтому мы решили взять проект на тему: «Птицы нашего двора».
Автор проекта: учитель - дефектолог Н. В. Иоселева
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Проблема.
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории участка, не выделяют их конкретные признаки, особенности их существования и необходимости им оказывать помощь.
Ожидаемые результаты:
• воспитанники получат начальные знания о птицах своего участка, особенностях их существования;
• будут иметь представление о способах помощи пернатым;
• научаться заботиться о живой природе;
• получат опыт совместной деятельности с родителями и сверстниками;
• воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к живой природе.
Место проведения: МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области.
Тип проекта: краткосрочный, педагогический, практико-ориентированный.
Сроки проведения: январь - май 2018 года.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети, родители коррекционной группы №9.
Возраст детей: 5 - 7 лет.
Образовательные области:
• «Познавательное развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
• «Развитие речи».
Охватывает следующие разделы программ:
• социально-бытовая ориентировка;
• ориентировка в пространстве;
• развитие зрительного восприятия;
• развитие общей и мелкой моторики.
1 этап. Целеполагание.
Цели проекта.
• Формирование элементарных экологических знаний о зависимости окружающего мира от деятельности человека.
• Дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта.
• Продолжать учить детей изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, используя в восприятии объектов окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.
Задачи проекта.
Обучающие.
• Закрепить понятия «зимующие птицы, перелётные»
• Познакомить с отличительными признаками диких зимующих птиц.
• Учить выделять характерные видовые признаки представителей этой группы и каждой конкретной птицы: голубя, воробья, синички, вороны, снегиря.
• Расширять представления о приспособление птиц к среде обитания: особенностях их образа жизни, питания
• Активизировать словарный запас детей по данной теме.
Развивающие
• Развивать интерес к объектам живой природы.
• Продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
• Создать условия для развития у детей познавательного интереса.
Коррекционные
• Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида птиц.
• Формирование приемов целенаправленного целостного и полного восприятия (алгоритмизация по плану-символу).
• Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять объекты среди других:
а) по существенным признакам,
б) на основе овладения приемами сравнения.
• Учить различать голоса некоторых птиц.
Воспитательные.
• Воспитывать любовь, бережное, заботливое отношение к птицам, потребность заботиться о них.
• Прививать эстетическое отношение к природе.
Методы:
• словесные;
• наглядные;
• игровые;
• практические.
2 этап. Разработка проекта.
1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной проблеме.
2. Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.
3. Подобрать иллюстрационный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
*** Сюжетно-ролевая игры: «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Лесная школа», «Птичья семья», «Юные орнитологи», «В гости к птицам».
Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
*** Настольно-печатная игра: «Птицы», "Лото"
Цель: закреплять, уточнять, конкретизировать новых знаний детей об окружающем мире, тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
***Дидактические игры «Кто, где живёт?», "Кто прилетел к кормушке?", "Кто, где сидит", "Чем отличаются, чем похожи птицы?", «Бывает - не бывает», «Собери картину», «Летает – не летает», «Кто, как подает голос», «Назови цвет, форму», «Найди ошибки», «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Угадай, кто это?». «Чей обед?».
Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
*** Словесные игры: «Чей дом?», «Доскажи словечко».
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
***Подвижные игры: "Воробышки и автомобиль", «Совушка», "Солнце и дождик", "Воробышки и кот", "Перелёт птиц".
Цель: развивать активность детей, координацию движений, внимания, быстроту реакции
*** Театрализованные игры: «Игры–этюды о птицах», «Не ошибись», «Пантомимы», «Театр пантомим».
Цель: развивать пантомимику детей с нарушениями зрения.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.
• Чтение стихов и небольших рассказов о птицах: "Скачет, скачет воробей. ", "Ворона".
• Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные»; «Такие удивительные птицы», «Кто летает в лесу?», «Как мы заботимся о птицах зимой?».
• Сказки: Бианки В. В. «Сказки и рассказы о животных»; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под. ред. С. Маршака.
• Проза: С. Воронин. «Воинственный Жако»; Чарушин Е. И. «Воробей»; Рубцов Н. «Воробей», «Ворона»; Снегирев Г. Я. «Про птиц»; Горький М. А. «Воробьишко».
• Поэзия: С. Есенин. «Поет зима — аукает…»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; В. Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко «Берегите птиц».
• Чтение потешек, считалок, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, примет о птицах.
• Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, пробовать импровизировать, развивать чувство ритма, воображение; учить соответствовать выбранной роли.
3.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.
* Рисование коллективная работа «Птицы прилетели».
* Прослушивание аудиозаписей голосов птиц.
Цель: учить различать голоса некоторых птиц.
3.4. Выставка «Птицы бывают разные».
Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, учить видеть прекрасное в природе.
3.5. Продуктивная деятельность:
• Рисование на темы: «Синичка», «Покормим воробушка»;
• аппликация на тему: «Кормушка для птиц»;
• лепка на темы: «Птичка», «Гнёздышко», «Кормушка».
3.6. Экскурсии по участку.
Цель: продолжать расширять кругозор детей, развивать зрительное, слуховое внимание. Воспитывать интерес детей к птицам.
Задания: «Покорми голубей», "Чьи это следы на снегу?" «Где скачет воробей?».
3.7. Наблюдение.
Цель: развитие глазодвигательной функции, наблюдательности, интереса к живой природе.
• Внешний вид птиц. полёт.
• Поведение птиц
• Кормление птиц.
3.8. Эксперименты.
Цель: развитие наблюдательности, познавательного интереса.
* Виды корма. Что предпочитают кушать синицы (воробьи, голуби?
* Наши гости. Кто сегодня прилетал к кормушке?
3.9. Акция «Будем добрее!»
Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.
3.10. Труд в природе.
Цель: воспитывать желание ухаживать за пернатыми, подкармливать их.
Предложить детям повесить кормушки и систематически насыпать в них корм.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективное панно «Птицы прилетели».
4.2. Фотовыставка «Птицы бывают разные».
4.3. Выставка в группе «Детские писатели о птицах».
4.4. Составление мини - книжек с родителями "Птички - невелички".
4.5. Акция: «Будем добрее!»
Итог исследовательского проекта:
Воспитанники с ОВЗ получили начальные знания о птицах своего участка, особенностях их существования. Сформированы элементарные экологические знания о зависимости окружающего мира от деятельности человека.
Дети получили представления о способах помощи пернатым, опыт совместной деятельности с родителями и сверстниками.
Научились последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков птиц с опорой на полисенсорную основу, используя в восприятии объектов окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.
В ходе проекта решались задачи воспитания любви, бережного, заботливого отношения к птицам, потребности заботиться о них, прививалось эстетическое отношение к природе.
Литература:
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с. ;
• Ремезова Л. А., Жабаровская Л. Н. Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами: учебно-методическое пособие. - Самара: изд-во ПГСГА, 2010. - 192 с.