корчагина наталия
Экологический проект «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта – семейно-групповой.
Тип проекта – информационно-творческий.
Участники – дети, родители, воспитатели.
Цель проекта – обогащение и расширение знаний и представлений детей о птицах, особенностях, образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках, о роли человека в жизни птиц. Тема: «Птицы нашего края»
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Экологический проект „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особен-ностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.
Учить находить признаки сходства и различия.
Развивающие:
Активизировать внимание, память и мышление;
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с кон-текстом высказывания.
Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Оборудование:
Картинки и фотографии зимующих птиц; кормушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.
Предварительная работа:
Разучивание стихов о птицах.
Содержание непосредственно образовательной деятельности :
1. Организационная часть.
Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.
Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?
Выслушиваются мнения детей.
- А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?
2. Основная часть.
Актуализация знаний детей.
Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?
Я предлагаю вам поиграть. Игра на внимание «Прилетели птицы».
Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количе-ству.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи,
Комары и снегири,
Дятлы и лягушки,
Совы и ватрушки.
Поисково – исследовательская деятельность.
Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?
Выслушиваются ответы детей.
На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице?
Ответы детей.
Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?
Ответ детей (перелётными).
Ребята, давайте рассмотрим как устроены перья у птиц.
У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.
А что можно ещё сказать о стержне?
Ответы детей: плотный, пустой.
Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?
Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.
Новый материал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимую-щих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.
Но сначала отгадаем загадку.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотво-рение) :
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами лю-дей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёр-нышками овса, только воробьи клюют пшено.
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж… (снегири).
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотво-рение) :
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Снегирь
– самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень замет-ным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.
Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока).
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворе-ние) :
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.
Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотво-рение) :
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрыв-шись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью че-ловека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворе-ние) :
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.
В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клю-вом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.
Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворе-ние) :
Особа всем известная,
Она - крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
А это ведь ворона.
Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Проводится физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Птица крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо-влево,
Удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой».
Полетела, полетела,
В гнёздышко своё присела.
В: Молодцы ребята! Красивая получилась у нас выставка!
Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»
(На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они от-крывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (тетерев, галка, голубь).
Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб.
Голубя считают символом мира.
Конструирование из бумаги в технике «Оригами».
Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.
Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.
3. Заключительная часть.
В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ре-бята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
В:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.
В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.
Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы).
В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, кото-рую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют раз-говаривать.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.