Надежда Чуприкова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.
Д. С. Лихачев
Актуальность.
События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы,2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.
Этот вид деятельности:
-формирует у дошкольников высокую духовно- нравственную активную жизненную позицию, направленную на сохранение и приумножение достижений народа своей страны, бережное отношение к природе и всему живому, элементарные знания о правах человека, чувство собственного достоинства, толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
-воспитывает любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране, уважение к труду и людям труда;
-развивает интерес к народным традициям, промыслам, культурному наследию своего народа, чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-познакомит детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Новизна опыта заключается :
- в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- в использовании инновационных педагогических технологий (проектной, исследовательской, личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной).
Это открывает новые возможности в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привносят изменения как в систему взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров, так и в содержание образовательного процесса.
Цель: воспитание духовно – нравственной личности, достойных граждан, патриотов своего Отечества.
Задачи для детей:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за сою страну;
- формирование знаний о правах человека;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи для родителей:
- сотрудничество в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями, организациями по формированию нравственно-патриотических ценностей у детей, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитание любви и почтения к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являться примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимать, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитывать в детях нравственные ценности.
Схема сотрудничества ДОУ с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Предполагаемые результаты для детей:
- различными материалами: строительными, природными, бытовыми, исследуют их свойства и создают конструкции по замыслу, теме или творческой задаче.
- планируют процесс создания собственной модели.
- формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.
- развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, эстетический вкус.
Методы и технологии
в работе с детьми :
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3. Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
5. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
6. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Методы и технологии
в работе с детьми :
• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
• Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Способы и направления поддержки детской инициативы:
(Отражение учета ФГОС)
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий:
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Элементы самомассажа
Методы активации родителей.
• Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
• Анкетирование.
• Консультации.
• Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала.).
• Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии,, участие в мастер-классах).
Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:
Участие в стажировочных площадках с целью обмена опытом.
Проведение консультаций, мастер – классов;
Проведение индивидуальных консультаций по разделу нравственно-патриотического воспитания
Условия реализации
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе патриотического уголка, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- конкурсы.
Этапы работы.
Первый этап подготовительный Изучение, обобщение методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
Разработка перспективного планирования по теме проекта
Организация предметно-пространственной среды.
Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки.
Второй этап основной Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией.
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.
Информирование и привлечение родителей в совместную деятельность.
Разработка диагностического инструментария
Третий этап творческий Обобщение опыта работы
Участие в конкурсах
Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ
Ресурсы:
Временные В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей
Информационные Учебно-методическая литература, интернет - ресурсы, детская литература
Материально-технические Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат
Художественно-изобразительные средства Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков
Продукт деятельности детей Выставка творческих работ детей.
Результат деятельности педагога Систематизация работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми в рамках ДОУ
Развитие гражданской активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями
Активность родителей в реализации данного вида деятельности.
Содержание системы реализации.
Основные этапы:
Первый этап «Подготовительный»
Цель Выявить исходный уровень развития нравственно-патриотических способностей дошкольников.
Содержание работы Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.
Диагностика включает в себя Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на нравственно-патриотическое воспитание
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления нравственно-патриотической активности дошкольников
Индивидуальные беседы с детьми.
Результат Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.
Обогащение знаний о родном городе, родном крае, о Родине, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.
В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе нравственно-патриотического развитии ребёнка, о необходимости включения его в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.
В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.
Первый этап - подготовительный
Цель Выявить исходный уровень развития нравственно-патриотических способностей дошкольников.
Содержание работы Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.
Диагностика включает в себя Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на нравственно-патриотическое воспитание
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления нравственно-патриотической активности дошкольников
Индивидуальные беседы с детьми.
Результат Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.
Обогащение знаний о родном городе, родном крае, о Родине, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.
В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе нравственно-патриотического развитии ребёнка, о необходимости включения его в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.
В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.
Второй этап – основной
Цель Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
Анализ данных по комплексным критериям Проявление интереса ребенка к патриотическому воспитанию
Особенности процесса нравственного воспитания
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей).
Отношение ребенка к результату проделанной работы и его оценка.
Виды деятельности Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом.
Организация режимных моментов с использованием литературного материала
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ
Третий этап – творческий
заключительный
Цель Выявить уровень развития нрав способностей детей дошкольного возраста, показать динамику
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития
Диагностика включает
в себя Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления патриотической активности дошкольников
Индивидуальные беседы с детьми
Анализ данных
по комплексным
критериям Проявление интереса ребенка к патриотизму
Особенности процесса патриотического воспитания
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе патриотического воспитания
Выводы:
-Нравственно – патиотическое воспитание- сложный педагогический процес, т. к. в его основе лежит развитие нрравственных чувств.
-Дети расширили представления о родном крае, нашей стране,закрепили знания о флаге, гербе и гимне России.
-Приобрели представления о том, что Российская Федерация (Россия)- ограмная, многонациональная страна, заинтересовались русскими традициями и промыслами.
-Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.
-Дети знают множество игр и могут сами организовать их.
Мои наблюдения по работе с детьми показали, что использованные технологии эффективны и результативны. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятии, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
Систематические занятия с детьми, а также активное использование иллюстраций государственной и народной символики, чтение произведений художественной литературы,знакомство с изделиями народных промыслов показали, что дети стали активно использовать знания в своих играх. Они научились узнавать достопримечательности своего города на иллюстрациях, различать не только государственные,но и народные символы России. Стали понимать, как важно любить,беречь и охранять свою Родину.
Обеспечение:
• Конструкторы различных типов нового поколения.
• Природный, бросовый материал, бумага, картон, фольга, ткани и др.
• Развивающие игры.
• Наглядно-дидактические пособия.
Специальная методическая литература.
Методическое обеспечение:
Литература :
«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина УЦ Перспектива. Москва 2008 г.
«Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет». Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Творческий центр. Москва 2007 г.
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Дошкольная педагогика. (февраль 2009г).
Журнал «Ребенок в детском саду».
Журнал «Дошкольная педагогика».