Ольга Михайловна Петрова
Конспект по педагогическому проекту «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Масленица»
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Тип проекта : творческий, познавательный, художественно – эстетический
Сроки реализации: краткосрочный 1 неделя
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальные руководители
Цель проекта : Создание социальной ситуации развития для расширения знаний о народных традициях путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
Задачи проекта :
Образовательные:
Публикация «Конспект по педагогическому проекту „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Темочки
• Создать условия для формирования первоначального представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
• Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
Развивающие:
• Создать условия для ознакомления детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, продуктивную деятельность, творческие способности.
• Создать условия для развития мелкой моторики рук.
• Создать условия для развития коммуникативных навыков, стремление помогать друг другу, общаться со сверстниками в процессе деятельности.
• Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
• Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно путем приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Прогнозируемые результаты в ходе реализации проекта :
У детей сформируются первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах. Дети смогут принять участие в праздничном развлечении и получат эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы.
Также дети проявят творческие способности через продуктивные виды деятельности.
Краткое содержание проекта
1 этап подготовительный
• Создать условия для формирования интереса к празднику.
• Сбор информации об истории праздника.
• Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
• Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
• Изготовление папки – передвижки «Широкая масленица».
• Организовать выставку «Наша масленичная неделя».
• Привлечь родителей к участию в проекте.
2 этап основной
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
• Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
• Совместное художественное творчество детей.
• НОД рисование разными техниками «Испеки блин на сковороде» (карандаши, краски, восковые карандаши, мелки).
• НОД аппликация «Солнышко лучистое»
• Беседы: «Что такое Масленица», «Обычаи и приметы масленицы, «Как мы с мамой блины печем», «Масленица-блинноедица».
• Художественная литература: Чтение стихотворений, потешек, дразнилок, небылиц: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица», «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир» (А. Вяземский)
• – Заучивание стихов, закличек: «Радость в каждый дом», «Как на масленой неделе», «Уходи мороз косматый», «Солнышко покажись», «Едет масленица дорогая»
• – Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче», «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер», «Перезвон», «Солнышко», «Как на масляной недели мы блиночка захотели»
• Дидактические игры: «Большие и маленькие блины», «Блины», «Круглые блины», «Высокий низкий символ масленицы»
• – Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки». «Приглашаем гостей на блины», «Стала Маша гостей созывать.»
• Музыкальные произведения: Прослушивание русской народной песни «Барыня», П. И. Чайковский «Времена года», «Февраль», «Масленица».
• Работа с родителями: изготовление куклы – Масленицы; – консультации, приготовлению блинов, организация чаепития в группе. Порекомендовать посетить Масленичные гуляния на городской площади в воскресение.
3 этап заключительный:
обобщение знаний детей о Масленице.
• информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, выставка «Наша масленичная неделя».
4. Организация и проведение музыкального развлечения «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.
Результат:
В ходе реализации проекта использовались как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. У детей сформировались более глубокие и эмоционально насыщенные представления о традиционной русской культуре, что способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, играли в подвижные и дидактические игры, разучивали стихи и заклички. Активно принимали участие в коллективной итоговой работе проекта.
Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты и проделанную работу детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Масленица»
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.