Ольга Устюгова
Педагогический проект «Хотим всё знать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!»
Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети средней группы. родители, педагоги.
Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Публикация «Педагогический проект „Хотим всё знать!“» размещена в разделах
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».
5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
2. Дети классифицируют камни по указанным признакам.
3. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.
4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
6. У детей пополнился словарный запас.
7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
9. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Подготовка к реализации проекта
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
6. Составить перспективный план проведения экспериментов.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».
3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».
4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».
5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».
7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.
8. Подбор материалов, предметов для коллекций.
9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»
Детская лаборатория
Основное оборудование и материалы
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Методическая литература
1. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
2. Лагутенко О. И. Проведение занятий по теме: «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О. И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е. В. Марудова // Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова // тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2015.
5. Рыжкова Н. А. Волшебница-вода / Н. А. Рыжкова. – М: Линка-Пресс, 1997.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова // Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».).
7. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).
Перспективный план проведения экспериментов
Дата Направления экспериментальной деятельности Темы занятийсентябрь Экспериментирование с песком, глиной 1. Качества и свойства песка и глины.
2. Посадим дерево.
3. Где вода?
4. Волшебный материал.
октябрь Экспериментирование с воздухом 1. Танец горошин.
2. Поиск воздуха.
3. Веселая полоска
4. Делаем облако.
ноябрь Экспериментирование с водой 1. Окрашивание воды.
2. Играем с красками.
3. Друзья.
4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
декабрь Экспериментирование.
Изучаем органы чувств человека 1. Наши помощники – органы чувств.
2. Вкусовые зоны языка.
3. Откуда берется голос?
4. Тайный похититель варенья («отпечатки пальцев»)
январь Экспериментирование с предметами 1. Мыло – фокусник.
2. Секрет сосновой шишки.
3. Как замесить тесто?
4. Стеклянный город.
февраль
Экспериментирование с предметами
1. Естественная лупа.
2. Волшебные зеркала.
3. Мир бумаги.
4. Угадай-ка.
март
Наблюдения за жизнью растений
1. Что любят растения.
2. Где живут зернышки?
3. Соревнование (почва).
4. Где прячутся детки?
апрель
Наблюдения за жизнью растений
1. Хитрые семена.
2. В тепле и в холоде.
3. Что есть в почве?
4. Где лучше расти?
май
Экспериментирование с солнечным светом
1. Черное и белое.
2. Солнечные зайчики.
3. Радуга.