Татьяна Башлаева
Педагогический проект «Мы — единый народ!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Темочки:
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей Российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.
Эта задача широко раскрывается в “Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года”, где одним из главных приоритетов считается “формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России”. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без развития у подрастающего поколения национального самосознания, нравственно – патриотических чувств.
Одним из направлений нравственно – патриотического воспитания является приобщение детей к культуре и традициям родного края. Поэтому для нас, педагогов, актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур и традиций, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников.
Педагогический проект «Мы – единый народ!» направлен на развитие нравственно – патриотических чувств дошкольников, посредством приобщения их к традициям и культуре родного края.
Тип проекта:
По количеству участников: фронтальный;
По содержанию: интегрированный;
По продолжительности: средней продолжительности;
По характеру содержания: познавательно – творческий, социальный;
Участники проекта: воспитанники подготовительной и старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель;
Проблема: Недостаточные знания детей о культуре и традициях своего народа.
Актуальность:
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка, начало, порождающее личность, формирование патриотических чувств и развития духовности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием родного города, республики.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка в целом.
Цель:
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к своей национальной культуре и к культуре других народов.
Задачи:
Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)
Развивать интерес к национальной культуре, традициям и промыслам.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагоги-воспитанники-семья.
Новизна опыта:
Формирование национального самосознания, самоидентичности;
Развитие музыкальных и творческих способностей;
Формирование у детей представлений о многообразии национальностей и народных культур, проживающих в нашей республике;
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа;
Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
Ведущая идея:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам музыкальной, танцевальной, декоративно – прикладной, творческой, изобразительной, театрализованной, художествено – речевой деятельности.
Адресная направленность:
Опыт адресуется творческим педагогам, доспитанникам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Предполагаемые результаты:
Ребенок имеет:
любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
представление о России как о многонациональной стране;
развитый интерес к национальной культуре, традициям и промыслам;
элементарные знания о правах человека;
представления о городах России;
чувства ответственности и гордости за достижения страны;
толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
знаком с символами государства (герб, флаг, гимн).
Ребенок умеет творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
Ребенок владеет исследовательскими умениями;
Может наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Этапы деятельности:
1. Подготовительный этап (Разработка проекта)
Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями.(Сентябрь) Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Разработка календарно – тематического планирования (Сентябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели
Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта, организация РППС. (Сентябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Подбор музыкального, танцевального, игрового, художественного материала по теме проекта (Сентябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Методические разработки занятий и мероприятий по теме проекта (Сентябрь) Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
2. Исследовательский этап (выполнение проекта)
Разучивание Кабардинского танца «Кафа»
Разучивание русского народного танца «Балалайка» (Сентябрь - октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель
Музыкальная НОД «Мой край – Кабардино – Балкария» (Октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
НОД «Путешествие в страну Толерантности» (Сентябрь)
Ответственные: Воспитатели.
Рассматривание альбома «Национальные костюмы» (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: Воспитатели.
Разучивание песенного материала:
«Мой край Кабардино – Балкария» Султан Ураган;
«Березовый край» Е. Минина;
«Матушка Русь» Т. Бокач;
«Балалайка» З. Роот;
«Навеки с Россией» З. Тутов.
(Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
Разучивание национальных игр:
«Кто сильнее?» к. н. и;
«Папаха» к. н. и;
«Селезень» р. н. и
«Костер» к. н. и.
(Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Консультация для родителей. «Знакомим детей с родным краем» (Октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Рассматривание альбома «Орнаменты народов Кавказа» (Сентябрь)
Ответственные: воспитатели.
Беседа «Культура народов Кавказа» (Октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
Тематическая НОД «День Государственности Кабардино – Балкарской республики» (Сентябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Подбор литературы на тему «Сказки народов Мира», чтение народных сказок (Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Приготовление национальных блюд (блины, лакумы, хычины и др.) (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: Родители
Рассматривание альбома «Природа и достопримечательности Кабардино-Балкарской Республики» (Октябрь)
Ответственные: воспитатели.
Тематическая НОД «В гостях у народных инструментов» (Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
НОД «Русская матрёшка» Октябрь Воспитатели
Рассматривание альбома «Животный мир Кабардино-Балкарской Республики» (Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Беседа «Дидактическая игра «Укрась народный костюм» (ковролинография) (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Музыкальные игры разных народов (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Раскраски народных костюмов (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Ознакомление с методическим пособием. Лэпбук «Моя малая родина» (Октябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Ознакомление с методическим пособием. Лэпбук «Народный быт» (Сентябрь)
Ответственные: воспитатели.
Рассматривание объемной панорамы-макета «Народы России» (Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Просмотр видеопрезентаций «Россия многоликая» (Сентябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
Ознакомление с методическим пособием. «Моя родина Россия» (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Ознакомление с методическим пособием. «С чего начинается родина» (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Тематическая НОД «В гостях у самовара» (Октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Ознакомление с методическим пособием. «Картотека русских народных игр-забав» (Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Тематическая НОД «Быт Адыгов» (Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Анкета для родителей «Знаешь ли ты свой край?» (Октябрь)
Ответственные: воспитатели.
Создание музея национальной культуры «Мой край» в группах (Сентябрь - Ноябрь)
Ответственные: воспитатели.
Музыкальная НОД «Знакомство с национальными музыкальными инструментами Кабардино - Балкарии» (Октябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель.
Подготовка национальных костюмов к фестивалю (Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников (Сентябрь)
Ответственные: воспитатели, родители.
Разучивание художественно – речевого материала к фестивалю (Октябрь - Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Фестиваль Национальных Культур (Итог проекта) (Ноябрь)
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
3. Заключительный этап (Презентация проекта)
Проведение итогового мероприятия:
Фестиваль Национальных культур «Мы – единый народ!»
17.11.2023 г
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Выступление с обобщенным опытом по проекту «Мы – единый народ» на Городском Методическом Объединении
12.10.2023 г
Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.
Работа с родителями. Музей «Мой край» (Ноябрь)
Ответственные: воспитатели, родители.
Результат проекта:
У детей сформированы начальные представления о культуре разных народов, живущих в России;
Дошкольники с удовольствием приобщаются к истокам различных культур через их традиции, обычаи, фольклор, подвижные игры;
Дети проявляют чувства толерантности, уважения культуры и традиций своего и других народов;
Дошкольники с удовольствием отражают полученные знания в музыкальной и художественно-творческой деятельности;
Родители и дети уважительно относятся к представителям других национальностей;
Родители активно участвуют в проектной деятельности.
Продукт проекта:
Музей национальной культуры Кабардино – Балкарии «Мой край»;
Фестиваль национальных культур «Мы – единый народ!»;
Представление опыта работы по проекту: «Мы – единый народ!» на Городском Методическом Объединении воспитателей.
Вывод:
Национальная культура, как память выделяет каждый народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Важно помнить, что за каждым ребенком стоит уклад и традиции семьи, за каждой семьей - культура целого народа.
Нравственно - патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Чтобы человек действительно чтил память предков, знал свою культуру и традиции, уважал Отечество, - его надо таким воспитать. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Источники:
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
2. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.);
3. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с. ;
4. Киласьева, Е. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е. А. Киласьева // Ребенок всовременном мире: Материалы III Международной конференции (29мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., проф. И. А. Рудакова. – М. : Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164;
5. Нравствено-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с. ;
6. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С. 87;
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004;
8. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013;
9. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010;
10. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп.