Марина Аюпова
Педагогический проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания с детьми 6-7 лет
"Моя семья"
Автор проекта : Аюпова Марина Алексеевна
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель, задачи проекта
4. Теоретическое обоснование проекта
5. Этапы проекта
6. Формы работы с родителями по осуществлению социального партнерства
7. Заключительный этап
8. Литература
19. Приложение
Публикация «Педагогический проект „Моя семья“» размещена в разделах
Основные разработчики проекта Педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители.
Цель проекта Поддержка традиции бережного отношения к семье, через установление связи между поколениями и расширением представлений детей о жизни их семей.
Сроки реализации проекта Сентябрь 2016 – май 2017 года
Вид проекта Долгосрочный, коллективный, творческо -информационный
Основания для разработки проекта - Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Овладение детьми понятием «семья»;
владение информацией о членах своей семьи - традициях, о жизни бабушек и дедушек, профессии родителей;
знание своих прав и обязанностей;
умение составлять творческий рассказ о семье;
умение совместно с родителями составлять родословную семьи.
Целевые группы проекта Педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители.
Как в капле воды отражается – солнце,
так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Семья для ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятие добра и зла. Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и его семьей имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме и папе связывают только с материальными ценностями, а не с духовными.
С помощью этого проекта мы решили объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Цель проекта : поддержка традиции бережного отношения к семье, через установление связи между поколениями и расширением представлений детей о жизни их семей.
Задачи проекта :
- расширять представления детей о своей семье (как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге., родственных отношениях, о профессиях членов семьи.
- развивать коммуникативные навыки;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;
- воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке;
- воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи.
Теоретическое обоснование проекта
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал: «Семья является важнейшим элементом социальной ситуации развитя». А. С. Макаренко утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А. У. Хараша: «Быть партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей, воспитывающихся в разных социально-экономических условиях. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты, непоследовательность, плохой пример родителей. Взрослые нередко допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Из этого следует, что всем родителям необходимы педагогические знания. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции. Важно активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям, ведение семейной родословной, семейные чтения.
Этапы проекта
I этап Подготовительный.
1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.
3. Подборка литературы по теме проекта.
4. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОУ.
II этап Реализация проекта.
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов, сценариев мероприятий.
Практическая часть:
Виды совместной деятельности педагога и ребенка в ходе реализации проекта.
Речевое развитие:
1. Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
2. Тематические беседы: «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Дом, улица, адрес», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «О мамах родных и очень важных».
3. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», "Наша группа".
4. Знакомство с литературными произведениями: В. Осеева - «Волшебное слово», «Хорошее», «Отомстила»; К. Д. Ушинский - «Лекарство»; В. Катаев- «Цветик – семицветик»; В. Пермяк «Для чего руки нужны».
5. Отгадывание загадок на тему: «Моя семья», «Родной дом».
6. Чтение стихотворений: С. Чёрный «Когда никого нет дома», А. Майков «Внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине», З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки», С. Михалков «А что у вас?», Н. Саксонская «Разговор о маме», Е. Благинина, М. Родина «Мамины руки», О. Чусовитина «Моя бабуленька», «Самый лучший», В. Руденко «Мужской праздник»
7. Чтение сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», «Айога».
Познавательное развитие:
1. Подбор фотографий на тему «Моя семья».
2. Рассматривание семейных фотоальбомов
3. Знакомство с профессиями родителей.
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
5. Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Профессии».
Социально коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
2. Строительные игры: «Мебель для дома», «Дом для моей семьи».
3. Игры-драматизации по сказкам: «Красная Шапочка», «Цветик – семицветик».
4. Инсценировки: «Моя будущая семья», «Сказка для мамочки».
5. Развлечение «В гости коляда пришла».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Семейный праздник – Новый год», «Мой папа – мой защитник».
2. Аппликация: «Открытка для мамы», «Открытка для папы», «Подарок младшему братишке (сестренке)», «Приглашение на выпускной бал».
3. Лепка: «Угощение для мамы», «Собака тоже член семьи».
4. Музыкальные развлечения:
Физическое развитие:
1. Спортивный досуг: «Папа, мама, я – спортивная семья!»
2. Спортивное развлечение: «Вместе с папой».
3. Совместный спортивный досуг: «Всей семьей на старт».
Здоровье:
1. Досуг: «Бабушкино лукошко» (продукты, полезные для здоровья).
2. Проблемная ситуация «Почему папа заболел» (вредные для здоровья поступки и привычки людей).
Труд:
1. Беседа: «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».
2. Наблюдение за трудом взрослых.
3. Дежурство по столовой, в группе, в уголке природы.
Безопасность:
1. Беседа: «Если ты остался дома один».
2. Сюжетно – ролевая игра: «Как мы отдыхаем на природе всей семьей».
3. Игровая ситуация: «Правила поведения в общественных местах, транспорте, на улице».
Формы работы с родителями по осуществлению социального
партнерства:
1. Анкетирование родителей: «Какой вы родитель?», «Знаете ли вы друг друга».
2. Родительское собрание: «Нравственное воспитание в семье»
3. Досуги: «Традиции моей семьи», «Вечер семейных талантов».
4. Изготовление подарков на день пожилого человека: «Открытка для дедушки и бабушки».
5. Участие в конкурсе – выставке: «Прокопьевск – моя малая Родина».
6. Родословная – старинная русская традиция: «Составление генеалогического древа».
7. Оформление стенгазеты: «Герб моей семьи».
8. Круглый стол: «Роль отца в семейном воспитании».
9. Оформление фотовыставки: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня».
10. Мир семейных увлечений. Выставка: «От скуки на все руки» (поделки к Новому году)
11. Папка – передвижка :
«Как привлечь детей к подготовке семейных праздников»
«Искусство быть родителем»
«Наказывая, подумай: зачем?»
Памятка для бабушек: «Как воспитывать внуков»
Индивидуальные беседы-консультации.
III. Заключительный этап
1. Определить эффективность проделанной работы.
2. Провести анализ проделанной работы (определение эффективности, целесообразности сотрудничества).
3. Совместный спортивный досуг: «Всей семьей на старт».
Заключение:
Я предполагаю, что за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни; узнали, что такое род, родословная, семья.
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только осваивали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. «Педагог и семья» М. ,2001г.
2. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет», 2009г.
3. Зверева О. Л., Кротова, Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», ТЦ Сфера,2007г.
4. Колоярцева Е. И. «Детский сад и родители», М., Просвещение,1969г.
5. Маханева М. Д., Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1998г.
6. ЛопатинаА. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей», 2008г.