Ольга Мануйлова
Педагогический проект «Русь моя старинная»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в средней группе МАОУ «СОШ № 4»
на тему:
«Русь моя старинная».
Выполнила: Мануйлова О. В.
воспитатель первой категории.
г. Миасс – 2016г.
Челябинская обл.
Краткосрочный проект :
«Русь моя старинная».
Вид проекта : Социально - творческий.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 4 -5 лет.
Публикация «Педагогический проект „Русь моя старинная“» размещена в разделах
Проблема: В процессе бесед с детьми и родителями выяснилось, что детям нова и интересна тема русской истории, русской культуры, русского быта, искусства, а родители не владеют достаточным уровнем знаний по данной теме, они поверхностны и разрознены.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Актуальность темы:
В связи с изменением в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.).
Поэтому воспитание нравственно – патриотических чувств имеет большое значение в современном обществе. Если знакомить детей с культурой и историей нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Предмет проекта : организация опыта по формированию у детей среднего возраста понятий о русских народных традициях, русском быте.
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа, через ознакомление с устным народным творчеством, народными промыслами, бытом, костюмом….
Задачи проекта :
1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.
2. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
3. Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность.
4. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей
5. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
6. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Новизна: заключается в деятельном подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте, особенностях воспитания мальчиков и девочек на Руси на основе реконструкции малых фольклорных форм, игрового фольклора, русских народных сказок с использованием макетирования.
Практическая значимость: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа. Обогащение предметно - развивающей среды группы. Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций.
Предполагаемый результат:
Данный проект поможет :
-в пополнении знаний детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа;
-в приобретении детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа;
-в обогащение предметно - развивающей среды.
- в повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций.
Методы: Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры.
Образовательные области:
1. Художественно – эстетическое развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Физическое развитие
5. Социально – коммуникативное развитие.
Разработка проекта :
Подготовительный этап:
• Поисковая работа по подбору дидактического, иллюстративного, литературного, аудио и видео материала.
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Основной этап:
Формы работы с детьми
• Беседы о народных промыслах, быте, русском костюме.
• Чтение и обсуждение произведений устного народного творчества.
• Разучивание народных и хороводных песен.
• Разучивание потешек, прибауток, отгадывание загадок.
• Просмотр мультфильмов и презентаций, прослушивание аудиозаписей.
• Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры.
• Продуктивные виды ИЗО деятельности.
Формы работы с родителями
• Размещение наглядной информации в родительском уголке.
• Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения.
• Беседы и консультации по интересующим вопросам.
• Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.
Оснащение развивающей среды:
• Изготовление тематических альбомов «Русские народные промыслы», разработка картотеки народных игр.
• Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
• Пополнение иллюстративного материала.
• Изготовление макета «Русская изба»
• Создание леп – буков.
Завершающий этап:
• Выставки творческих работ детей.
• Планирование дальнейшей работы по поддержанию у детей интереса к жизни, традициям, быту, искусству на Руси.
Основные этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Уточнение знаний детей о быте, традициях, обычаях, жизни на Руси, Создать развивающую среду. Подобрать материалы: игрушки, атрибуты для игр, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме: «Русь моя старинная». Подобрать материал для продуктивной деятельности, составить перспективный план мероприятий. организация предметно – развивающей среды : изготовление дидактических игр, леп- буков, подбор аудио и видеозаписей, создание базы иллюстраций, подбор художественной литературы для чтения.
2. План реализации проекта :
Образовательные области Виды деятельности Мероприятия по реализации проекта
Физическое развитие Физическая культура
Здоровье Подвижные народные игры «Лошадки» (упражнять в беге, с высоким по подниманием коленей, «Кружева» (развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, «Иголочка, ниточка, узелок» (учить бегать и ходить, меняя направление в колонне по одному, играть дружно).
Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Чайничек с крышечкой» (учить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики, «Ой, заинька, по сенечкам» (учить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики).
Пальчиковые игры «Сказка на кончиках пальцев» (развитие речи, памяти, мелкой моторики).
Малоподвижная игра «Обувной салат» (умение на ощупь определять свою обувь).
Беседа на тему: «История полотенца»; знакомство со старинными предметами личной гигиены
Речевое развитие Коммуникация
Экспериментальная
деятельность Цикл бесед: «Русский народный костюм»; «Русская изба»;«Мини – музей «Русская изба»».
Речевая игра «Что мы делали?» (учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, отвечать на вопросы полным предложением, вежливо обращаться друг к другу).
Разгадывание загадок о предметах обихода и быта русского народа: печи, ухвате, самоваре, чугунке и т. д., о предметах одежды. (развивать мышление, фантазию)
Просмотр сказок «Крылатый, мохнатый да масляный», «Жихарка, «Мальчик с пальчик»» (воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания произведений, учить понимать их смысл развивать речь, творческие способности).
Исследовательская деятельность «Из чего же сделаны?» (народные игрушки, предметы утвари, учить детей определять материал, из которого изготовлены изделия, называть его свойства).
Социально- коммуникативное развитие Социализация
Коммуникативная игра «Кто пришел к нам в гости» (способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам).
Подвижные игры «Передай скалку», «Горшки», «Пирог» (развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, умению играть дружно в коллективе).
Сюжетно-ролевые игры ««Семья», «Дом», «Дочки-матери». (формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре).
Художественно – эстетическое развитие Музыка
Художественное творчество
Чтение художественной литературы: Прослушивание колыбельных «Уж как сон ходил по лавке», «Месяц взошел», «Спи, дитя, усни…», «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…» (донести до детей красоту и мелодичность колыбельных песен)
Исполнение песни «Во саду ли, в огороде» (учить детей играть на ложках, развивать музыкальный слух, чувство ритма).
Слушание русских народных песен «В низенькой светёлке», «Ах вы сени, мои сени», «Во кузнице» (учить понимать и выражать в речи характер песен,
Рисование :
Рисование «Укрась матрешку сказочным узором» (закреплять знания детей об изделиях полхов – майданских мастеров, учить узнавать роспись, отличать от других).
Рисование коллективное «Посудная лавка» в технике гжель (учить рисовать гжельские узоры кистями разной толщины, использовать разные оттенки цвета).
Рисование в технике пальчиковая живопись «Украсим прялку» (развивать воображение, творческие способности, умение передать с помощью живописи и рисунка своё внутреннее состояние и красоту окружающего мира).
Аппликация :
«Дымковская барышня» (продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения).
«Русский сарафан» (совершенствовать навыки составления узоров для русского костюма, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к национальной русской одежде).
Лепка:
«Чугунок» (развивать воображение, чувство симметрии).
«Тряпичная кукла»(Учить делать игрушки из подручного материала)
Конструирование: Строительство «Русский терем» (развивать умение различать русский терем и избу).
Чтение с детьми: Стихотворений О. Киселевой из серии «Стихи о народных промыслах для детей» : «Матрешки», «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Филимоновские свистульки» (развать память, образное мышление);
А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я», Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Чтение и обсуждение сказкок «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик» (учить детей чувствовать и понимать использование в литературном произведении выразительно-изобразительных средств, обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение).
Чтение пословиц и поговорок о русском быте и гостеприимстве (учить детей понимать образное содержание и значение пословиц и поговорок, побуждать использовать их в речи).
Познавательное развитие Познание Тематические беседы «Как жили люди» (познакомить детей с предметами быта, их назначением). «Как одевались люди на Руси» (систематизировать знания детей о национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной,
Просмотр презентации: «Русские народные промыслы». (познакомить детей с творчеством народных умельцев (дымковская и филимоновская игрушки, хохломская и гжельская роспись, воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству).
Рассматривание картин, иллюстраций с изображениями разных деревянных домов, «Жилища», «Внутреннее убранство избы» (воспитывать интерес к жилищу русского человека, предметам быта).
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства (вызвать чувство восхищения красотой и простотой изделий народных промыслов).
Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка» (заинтересовать детей, показать красоту русского костюма).
Дидактические игры : «Найди такой же», «Посуда», «Составь узор» (развитие логического мышления, закрепление геометрических фигур и тел, пространственных отношений).
Наблюдения с детьми «Как одеваются люди сегодня?»;
«Не дворец, не изба, а современный дом»
Работа с родителями:
Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
Консультации «Русские народные календарные игры», «Игры и забавы на Руси. Хороводы», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Приобщение детей к народным традициям»
Изготовление макета «Русская изба».
Сбор предметов для мини - музея «Русь старинная».
Открытое занятие «Тряпичная кукла».
Помощь родителей в изготовлении леп- буков.
Заключительный этап.
Результатами проведенной работы являются:
1. Дети имеют сформированное представление и самостоятельно различают предметы народных промыслов.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Дети проявляют интерес к различным видам устного народного творчества, хотят узнать еще больше.
4. У детей сформировано представление о русском быте, традициях, костюме.
5. 80 % родителей – активные участники мероприятий.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Итоговая часть проекта :
В ходе проекта была обновлена развивающая среда:
1. Сделаны сборники : «Загадки и пословицы о предметах быта, одежды» .
2. Обновлено содержание картотек:
а) По развитию связной речи «Расскажи про Русь»
б) игры: «Русские народные подвижные игры»,
Дидактические игры :
«Собери костюм», «Обставь комнату», «Подбери узор»
в) Сделаны леп- буки «Русские народные традиции», «Декоративно – прикладное исскуство»
3. Обогащен наглядный материал по темам: «Быт на Руси», «Русский народный костюм».
4 Сделан макет «Русская изба»
Заключение:
В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. В музее можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, иллюстрации, рисуют по мотивам различных видов декоративно – прикладного исскуства.
Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. Занимаясь изучением жизни и быта на Руси, ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.
Литература:
1. Л. В. Иванцова. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: издательский центр «МарТ», 2009. – 272 с.
2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
4. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
5. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
6. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
7. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
8. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
9. Л. С. Куприна. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополнено - СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 400 с. Ил.
10. Рыжова Н. А. Мини– музей в детском саду /Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка – Пресс, 2008. – 256 с.