Оксана Витальевна Еникеева
Педагогический проект «Мир эмоций» (проблемы социально-эмоционального воспитания детей)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
(из опыта работы)
Педагогический проект
«Мир эмоций»
(проблемы социально-эмоционального воспитания детей)
1. Актуальность проекта.
Публикация «Педагогический проект „Мир эмоций“ (проблемы социально-эмоционального воспитания детей)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника. Я считаю, выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие, восторг, восхищение). В связи с вышеизложенным мною были определены цель и задачи проекта.
2. Цель и задачи проекта.
Цель. Помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.
Задачи.
1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления работы;
2. разработать комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие социально- эмоциональной сферы дошкольника;
3. составить план взаимодействия с семьями детей по данной проблеме;
4. внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;
5. проверить результативность педагогической деятельности и подвести итоги.
2. Описание проекта.
Основная идея проекта заключается в том, что при правильной организации работы по социально-эмоциональному воспитанию в ДОУ можно решить проблему вхождения ребёнка в реальный мир. В связи с этим возникает вопрос:
- Как спланировать учебно-воспитательную деятельность для максимально успешного достижения поставленных целей?
Чтобы достичь ожидаемых результатов, в ходе работы над проектом необходимо учитывать роль предметно-развивающей среды, наличие положительных эмоций в утренние часы, создание эмоционального настроя в ходе занятий, развитие социальных навыков и эмоций посредством театрализованной игры, формы и методы работы с родителями.
В соответствии с целями и задачами проекта можно определить его участников: дети, педагоги, родители. Проект рассчитан на 1 год и предназначен для детей 5-6-летнего возраста (старшая группа).
3. Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный.
-изучение методической литературы по теме;
-изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;
-проведение психолого-педагогического обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;
-планирование работы по социально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования.
II. Практический.
-включение в работу комплекса психогимнастических упражнений, созданных мною на основе поэтических текстов:
1. «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»
-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.
2. «РОДИТЕЛИ»
-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?
3. «НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ»
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (Присели, спрятались.)
Головой качают (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.
4. «МЫ ЛЕТИМ ПОД ОБЛАКАМИ»
Мы летим под облаками,
А земля плывё т под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото. (Присели.)
5. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками над головой, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Присели.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
6.«ВЕТЕР»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают. На слова «выше», «выше» - выпрямляются.
7.«ЛЯГУШКИ»
а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика и дети довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.
б) Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).
8. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»
а) Есть в лесу три полочки.
Ели – елки – елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках – птичьи голоса,
Внизу на елочках – роса.
«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.
«Елочки» - присесть, руки вперед.
б) Заблудились мы в лесу (грустно)
Закричали все: «Ау!» (громко)
Ой! (весело)
Нашли тропинку,возвращаемся домой.
(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)
9. «ЁЖИК»
а) Вот лежит иголок ворох
И две пары ножек.
В клубок свернулся от лисы
Наш колючий ёжик.
(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)
б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.
(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи - метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)
10. «МЫШИ»
На носочках ходят мыши,
Чтобы кот их не услышал.
(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)
- организация и проведение спланированных занятий по программе социально-эмоционального воспитания : «Отражение в зеркале», «Какого цвета твои глаза?», «Ребята и зверята. Дикие животные», «Какой подарок ты хочешь получить?», «Как мы выражаем свои чувства?», «Грусть», «Спокойствие», «Взаимопомощь», «Плохо быть одному», «Никого роднее мамы в целом мире нет», «Этикет для малышей».
- внедрение элементов театрализованной игры, которая является активной формой экспериментального поведения и обладает мощным социализирующим эффектом. Театрализованная игра хороша ещё и тем, что дети могут принимать непосредственное участие в её подготовке.
Виды театра, используемые в работе:
1. Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).
2. Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах»).
3. Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).
4. Театр игрушек из ложек («Жихарка»).
5. Игрушки из коробок («Три поросёнка»).
6. Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).
7. Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К. Чуковского).
- организация и проведение родительских собраний и консультаций в рамках данной темы: «Развитие эмоционально-нравственной сферы детей», «Игра – мир ребёнка», «Общение родителей и детей» (нетрадиционное собрание – с присутствием детей, «Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие игрушки нужны вашему малышу», «В человеке всё должно быть прекрасно», «Типы родительской любви», «Как наказывать?», «Телевидение и здоровье детей», «Игры и игрушки», «Почему он рвёт книжки», «Самооценка ребёнка дошкольного возраста», «Роль отца в воспитании детей», «Папа и дочка: любовь на все времена», «Влияние биоритмов на эмоциональное состояние ребёнка».
III. Заключительный.
- проведение итогового анкетирования родителей: «Как изменился мой ребёнок?»
- обследование психо-эмоционального состояния детей в конце учебного года;
- анализ результатов работы и корректировка отдельных элементов программы (по необходимости);
- составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.
Информационные ресурсы:
1. Васильева, М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
2. Дурова Н. В. Очень важный разговор. – М. : Мозаика-Синтез, 2001.
3. Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005.
4. Кольцова, О. В., Шедько, С. Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
5. Крюкова С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : ГЕНЕЗИС, 2006.
6. Мирилова, Т. Л. Эмоциональное развитие ребёнка. – Волгоград: Корифей, 2009.
7. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие. – М. : Сфера, 2008.
9. Шипицына, Л. М. Азбука общения. – СПб. : Детство Пресс, 2004.