Ярославцева Ольга
Педагогический проект «Мир народной культуры» (средний и старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По срокам реализации: долгосрочный, основанный на краткосрочном проекте «Народная игрушка – дымковский конь»
Участники проекта: дети средней и подготовительной групп, родители детей, воспитатель.
Цель: формирование представлений о культуре и быте своего народа, приобщение детей к духовному опыту поколений.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Педагогический проект „Мир народной культуры“ (средний и старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
1. Создать условия для получения детьми знаний о культуре и быте своего народа
2. Мотивировать детей к самостоятельному изучению особенностей уклада жизни народа.
3. Дать возможность детям при помощи взрослого выявить последовательность изготовления некоторых народных игрушек.
4. Дать возможность применить на практике полученные знания.
Развивающие:
1. Продолжать формировать умения детей отражать полученные знания в художественном творчестве (лепка, рисунок, аппликация, ручной труд) и музыкально-художественной деятельности (сказки, песни, хороводы)
Воспитательные:
1. Формировать позитивное отношение к истории, культуре и быту нашего народа.
2. Воспитывать уважение к труду мастеров и бережное отношение к предметам искусства.
Формы и методы работы по проекту:
• Беседы
• НОД
• Сюжетно-ролевые игры в группе
• Дидактические игры
• Изготовление коллажа «Игрушечная красота»
• Проведение открытого занятия по развитию речи на тему «Дымковский конь»
• Оформление выставки «Дымковский конь»
• Творческая работа с элементами лепки «Праздничный пряник»
• Оформление участка на тему «Где коза рогом, там жито стогом»
• Видео-материалы
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся и начнут различать особенности различных видов декоративно-прикладной росписи, научатся передавать в рисунке или в иной творческой работе полученные знания. Дети овладеют монологическим высказыванием по изученной теме, смогут связно излагать свою точку зрения по интересующим их в рамках данного проекта вопросам. Родители примут активное участие в поиске информации о предметах декоративно-прикладного творчества, которые имеются у детей дома, помогут детям подготовить небольшие рассказы о ценности данных предметов искусства, поддержат инициативу детей продолжить работу по созданию поделок в домашних условиях. Ожидается, что в процессе реализации проекта, благодаря тесному взаимодействию родителей с детьми, эмоциональная составляющая родительской компетентности повысится. Таким образом, родители смогут понимать эмоции (свои и ребенка). При этом очень важной частью эмоциональной компетентности является способность к эмпатии. Ведь только человек, способный сам переживать что-либо, способен понять переживания другого человека. Способность родителя к переживанию и эмпатии создает предпосылки и условия зарождения духовности личности ребенка, так как способствует семейным взаимоотношениям в форме взаимного притяжения (аттракции).
Мероприятия проекта позволят детям воспринять культуру предков как целостный мир, в котором есть место колыбельной песне, сказке, рукотворной кукле, свистульке, хороводу и традиционному народному костюму, празднику.
Приобщение к истокам родной культуры поможет сформировать у ребят устойчивый интерес и уважение к народным традициям, будет способствовать становлению и развитию духовной культуры личности.
В ходе проекта были использованы следующие Формы и методы работы:
1. Беседы: «Народная игрушка. Что это такое?»; «Игрушки слободы Дымково»
Цель: Формирование представления детей о значении, особенностях, создании и ценности народной игрушки в целом.
2. НОД Ручной труд «Дымковская игрушка»
Цель: Обучение передаче в пластилине особенностей фигуры конкретной игрушки, развитие внимания, творчества
3. НОД Рисование «Дымковская мастерская»
Цель: Обучение использованию в росписи объемной фигуры характерных для Дымки элементов и цветовой гаммы.
4. Сюжетно-ролевая игра в группе «Мастера»
Цель: Закрепление в речи и действиях детей полученных по теме знаний.
5. Дидактическая игра «Найди нужный элемент»
Цель: Закрепление знаний детей о палитре и элементах различных росписей.
6. Пазлы, раскраски
Цель: Закрепление знаний детей о палитре и элементах различных росписей.
7. Изготовление коллажа «Игрушечная красота»
Цель: Развитие зрительного восприятия, умения составлять композицию из отдельных работ, сочетая их по цвету и размеру.
8. Проведение открытого занятия по развитию речи на тему «Дымковский конь»
Цель: Обучение составлению связного рассказа о дымковской игрушке с опорой на схему, обучение формулированию высказывания с личной оценкой предмета декоративно-прикладного искусства.
9. Оформление выставки «Дымковский конь»
Цель: Воспитание бережного отношения к работам других ребят, обучение умению критически оценивать свою работу.
10. Творческая работа с элементами лепки «Праздничный пряник»
Цель: Формирование представления детей о красоте и необычности кулинарных изделий прошлого и современности. Обучение использованию в работе элементов росписи пряника-козули.
11. Оформление участка на тему «Где коза рогом, там жито стогом»
Цель: Развитие творчества, эмоциональности детей. Ознакомление с устным народным творчеством своего народа.
12. НОД Познавательно-исследовательская деятельность «Тайны народной куклы»
Цель: Формирование представления о роли обрядовой куклы в историческом прошлом народа, о внешнем облике куклы.
13. Видео-материалы
Цель: Формирование представления детей о разных видах народного творчества. Развитие зрительной, слуховой памяти, внимания.
Итоги по проекту:
В ходе тематической недели, посвященной декоративно-прикладному творчеству, я решила обратить внимание детей на народную игрушку. Во время беседы выяснилось, что многие ребята никогда не задумывались над тем, какими игрушками играли их бабушки, из какого материала были сделаны эти игрушки, кто их изготавливал, как и чем украшал. Такое множество вопросов подтолкнуло нас к дальнейшему тщательному изучению данного вопроса. Ребята захотели расспросить своих родных об их старинных игрушках. Дети с удивлением рассказали, что игрушки их бабушек и дедушек были деревянные, а не из пластика, простые, а не заводные. Делали игрушки сами родители бабушек, куколки были из соломы, завернутые в тряпочки. Расписные игрушки, фарфоровые были очень дорогими. Открытием для всех ребят стал факт, что у бабушек и дедушек, даже у родителей не было в детстве планшетов, телефонов, радиоуправляемых игрушек.
Дома у Егора оказалась свистулька. Так мы перешли к народным игрушкам слободы Дымково – свистулькам, коням, индюкам, барышням.
Мы просмотрели с ребятами видео-материалы по истории дымковской игрушки и видео-мастер-классы по изготовлению этого предмета искусства:
И тогда появилось предложение самим смастерить игрушку, похожую на дымковского коня. Это была отличная смелая идея! Но хватит ли сил у самих ребят, чтобы довести такую кропотливую работу до конца? Удивительно, но ребята не уходили даже домой, пока не закончат очередной этап работы. Родителям приходилось ждать своих чад, наблюдая за нами из приемной. И это тоже хорошо, родители оказались включенными в творческий процесс заочно. Они действительно заинтересовались работами детей и стали активно помогать своим детям и дома, разрабатывая варианты росписи дымковского коня. Целую неделю ребята «проживали» жизнь в «мастерской», тщательно соблюдая все этапы работы.
Сначала лепили, потом белили…
Наконец, наступил завершающий момент. Мы пригласили гостей нашего сада, чтобы рассказать им о том, что узнали сами, чтобы показать свои работы.
И вот еще одно открытие – но уже для меня – дети не волновались, они просто ждали гостей, хотели поделиться своей сегодняшней мудростью. Ребята радовали своей активностью, правильно построенной речью, владели полным объемом услышанной ими в течение проекта информации. Они были экскурсоводами по выставке своих творческих работ.
Все получили огромное удовольствие от общения друг с другом.
Видя неподдельный интерес детей и родителей к народному искусству, я продолжила работу по ознакомлению детей с миром народной культуры. Ребята опросили родных о том, какие предметы быта, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, имеются у них дома. Оказалось, что в нескольких семьях дорожат предметами быта, расписанными хохломской росписью. Вместе с родителями девочки подготовили рассказы о хохломских деревянных ложках, мисках и другой кухонной утвари и поделились с нами этими бесценными знаниями.
После обмена знаниями ребята с большим удовольствием не только рисовали элементы росписи, но и особенно тщательно раскрашивали бумажные заготовки посуды. Собирали тематические пазлы и проверяли, не запутался ли сосед при подборе нужной палитры. Побеждать любят все, а потому и споры иногда были жаркими. За разрешением вопросов обращались к первоисточнику – предметам искусства.
В ходе изучения декоративно-прикладного творчества мы познакомились с обрядовыми куклами нашего народа. Мы посмотрели фильм о том, какие куклы были, какую роль им отводили наши предки, почему создавалось такое обилие самых разных куколок.
Вдруг Дима вспомнил, как слышал от бабушки, что в люльку к маленькому ребенку клали маленькую тряпичную куколку, чтобы ребенок не капризничал, а затем дарили ее ребенку, чтобы он с ней играл, а кукла его как-бы защищала. «И правда, необычно»,- заключил мальчик. Вот такие интересные поверья были у наших предков.
Необычные обряды, даже красивые. Кажется, что куколки простые, а сделать их оказалось непросто. Коллективно трудились.
Говорим с ребятами о традициях не первый месяц, а как же быть с нашим годом козы? Ее-то не уважили, не задобрили! Решили срочно исправить ошибку. Обговорили образ козы. Решили, что должна она быть доброй и красивой, как в сказке «Волк и семеро козлят». Голову козе делала сама, а наряд и украшения – забота наших девочек. Красивая коза получилась. Даже малыши приходили на нее посмотреть, всем обнять хотелось.
Теперь надеемся на русскую пословицу «Где коза рогом, там жито стогом». Удача всем нужна, как выпускникам, так и малышам.
Заговорили об обрядах, традициях и вспомнилось мне о том, что есть такая традиция в Архангельской области - печь раз в год необычные по красоте и вкусу пряники – козули. Посмеялись… Заинтересовались. И решили такие прянички на картонной основе «слепить». Из предложенных вариантов ребята выбрали петушков и лошадок.
Закипела работа.
Конечно, каждый старался украсить «пряник» по мере своих сил и терпения. Но работы получились красивые и даже «вкусные».
Обряды, традиции, вкусные кушанья…так мы подошли к народным праздникам. Именно этой темой хочется продолжить работу над проектом «Мир народной культуры».
Итак, на данный момент промежуточным результатом проекта можно назвать следующее: дети узнают и различают особенности различных видов декоративно-прикладной росписи, умеют передавать в рисунке и в иных творческих работах полученные знания. Дети владеют монологическим высказыванием по изученной теме, могут связно излагать свою точку зрения по интересующим их в рамках данного проекта вопросам. Родители приняли активное участие в поиске информации о предметах декоративно-прикладного творчества, которые имеются у детей дома, помогли детям подготовить небольшие рассказы о ценности данных предметов искусства, поддержали инициативу детей по созданию поделок в домашних условиях. Благодаря тесному взаимодействию родителей с детьми, эмоциональная составляющая родительской компетентности повысилась. Родители заинтересованы в своих детях, понимают их эмоции, переживают и сопереживают друг другу. Семьи активно вовлечены в процесс познания русской культуры.
Работа над проектом не закончена, однако, ввиду того, что некоторые положительные результаты уже видны, я позволила себе предоставить данный проект педагогическому сообществу.