Елена Степанова
Педагогический проект «Матрешка — визитная карточка России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Аистенок»
Педагогический проект
Составила воспитатель:
Степанова Елена Егоровна
Рощино
2014 г.
Паспорт педагогического проекта
Название проекта : «Матрешка – визитная карточка России»
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательный, информационный, творческий, фронтальный.
Сроки: среднесрочный педагогический проект с 5.11 по 30.11.2014г.
Участники проекта :
Публикация «Педагогический проект „Матрешка — визитная карточка России“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Дети подготовительной группы компенсирующей направленности
Родители и законные представители
Педагоги
Раздел программы:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное
Художественно – эстетическое.
Актуальность:
К. Ушинский. «Западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский».
С тех пор мало что изменилось и есть опасность превратить в «Иванов, не помнящих родства».
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных через сито веков.
Как же развивать воображение детей и их творческие способности, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой и самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.
И именно сейчас, как никогда раньше, необходимо знакомить детей с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.
Возвращение молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры - это основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. Посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством, в частности с русскими матрешками, мы развиваем у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
Традиции использования народных игрушек, помогут сохранить ценности человеческих отношений в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа.
Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель:
• Создание условий для развития воображения и художественно творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой.
• Разработка эффективной системы работы по развитию познавательного интереса детей к русской народной культуре, в частности, к матрешке.
• Создание мини – музея «История русской матрешки»
Задачи:
Для детей:
Приобщить к истокам духовной культуры русского народа.
Сформировать представления о русской народной игрушке, традициях, связанных с изготовлением, росписью матрешек.
Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности.
Развивать творческие и познавательные способности.
Развивать речевые умения и обогащать словарный запас.
Создать систему работы по приобщению детей к русской народной культуре.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений.
Воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Для родителей:
Вызвать интерес к русской народной игрушке;
Приобщать к истокам русской народной культуры;• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога :
Способствовать творческой активности детей;
Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный
потенциал.
Направление реализации проекта
• Совместная деятельность с детьми
• Взаимосвязь с родителями, законными представителями.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь;
Повысятся познавательные способности;
Расширится интерес и желание к творческой деятельности;
Сформируются предпосылки поисковой деятельности, возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Сформируются навыки к индивидуальному самовыражению;
Будет создана апробированная система мероприятий по формированию интереса у детей к народной игрушке;
Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
Сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
Создан мини - музей матрешки;
Группа пополнится дополнительными материалами по теме проекта (подборка презентаций, конспекты совместной деятельности, наглядные пособия, иллюстрации);
Активизация родителей (законных представителей) к участию в процессе воспитания детей.
Ход реализации проекта.
Подготовительный этап с 5.11. 2014г–12.11.2014 г.
№ Мероприятия Результат
1. Изучение и анализ литературы по теме проекта, определение объемов материала, определение сроков реализации проекта. Оформление структурной части проекта : основных этапов, плана по реализации.
2. Совершенствование материально технической базы и предметно –развивающей среды (разработка конспектов занятий, подбор художественной литературы, демонстрационных материалов. Демонстрационный материал, подбор художественной литературы, подбор медиа материала (готовых презентаций других педагогов, конспекты занятий.
Внедренческий этап с 13.11.2014г. по 18.11.2014г.
№ Мероприятия Результат
1. Проведение бесед и консультаций с родителями о предстоящей деятельности воспитанников. индивидуальные консультации и беседы.
2. Проведение занятий по теме «Русская народная игрушка—матрешка», «Деревянные игрушки», «Составление сказок о матрешке».
Разучивание частушек, стихов о матрешке.
Подбор материала для оформления мини-музея. Медиатека презентаций.
Подбор художественной литературы.
Обогащение знаний о народной игрушке.
Повышение интереса воспитанников к народной игрушке
3. Организация выставки продуктивного творчества воспитанников в групповой комнате.
Оформление мини-музея «Русская матрешка». Выставка детских работ.
Мини-музей в группе.
Заключительный этап с 26.03 2014г по 31.03.2014г.
№ Мероприятия Результат
1. Оформление всех результатов проектной деятельности. Документальное обеспечение проекта.
2. Представление проекта на педагогическом совете ДОУ.
Представление проекта на сайт ДОУ. Представление проекта.
Анализ реализации проектной деятельности.
В ходе проекта дети :
• Знают, как выглядит русская матрешка, откуда пришла первая матрешка, как изготавливают матрешку, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь.
• Проявляют познавательные способности, интерес и желание к творческой деятельности.
• Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Готовы к индивидуальному самовыражению.
Результатом проведенной работы является:
Расширение знаний детей о «Русской народной игрушке – матрешке».
Выставка творческой деятельности «Моя матрешка».
Разучивание стихов, частушек о матрешке.
Организация мини—музея
Используемая литература.
1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству –Новосибирск, 1993 г.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О. Л. Князева, М. Д. Маханева – СПб, 2010г.
3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. /А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева –Ярославль, 2007 г.
4. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. / О. Е. Озерова. – Ростов н/Д 2005 г.
5. Развитие речи и творчества дошкольников: игру, упражнения, конспекты занятий /под редакцией О. С. Ушаковой –М. : ТЦ «Сфера», 2005 г.
6. Тонникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников / Е. Б. Тонникова –М, 2008 г.
7. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования «учитель» -2009г.