МААМ-картинки

Педагогический проект «Матрешка — народная игрушка» в группе раннего возраста

Наталья Николаевна Зимина
Педагогический проект «Матрешка — народная игрушка» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект «Матрешка – народная игрушка» в группе раннего возраста.

Разработчик – Зимина Наталья Николаевна

Вид проекта : исследовательский творческий проект

Продолжительность – краткосрочный

Срок реализации – 1 неделя с 13.01.2025г по 17.01.2025г.

Участники – дети группы раннего возраста (возраст 1.5-3 года, воспитатель, родители.

Темочки:

Аннотация проекта (краткое описание проекта)

Игрушки, а также связанные с ними игры, являются частью образовательной сферы. О таких забавах, как Матрешки, народная мудрость говорить, как о «небалушках». Это не просто развлечение, а целый мир для маленького ребенка.

Как понять потенциал «Матрешки»? Чем она будет являться для ребенка? Как выбрать ту, которая понравится малышу? И есть ли польза или вред от «Матрешки»?

Введение

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е. Флерина.

Для ребенка важной частью образовательной среды являются игрушки, с которыми он взаимодействует. Считается, что для маленького человека игрушка – это не просто развлечение или забава, это еще и способ познать окружающий мир.

Игры стимулируют и побуждают ребенка к развитию и самостоятельности. Часто те игры, которыми родители окружат свое чадо, создают атмосферу, которая в дальнейшем влияет на выбор деятельности взрослого человека, его увлечения и стремления. Игрушка формирует сознание уже в раннем возрасте, поэтому так важно какой она будет. Игрушка должна приносить не только радость, но и развивать потенциал человека. +++

Актуальность и социально-экономическая значимость

Выбор игрушки для ребенка до 3х лет это целая проблема не только для родителей, но и для педагогов. Правильная игрушка является залогом всестороннего развития детей раннего возраста.

Игрушки вызывают различные эмоции у малышей, при этом помогают стимулировать его к игре, способствуют музыкальному и речевому развитию.

Чтобы увлечь ребенка достаточно дать ему интересную игрушку.

Матрешка – самобытная и ни на что не похожая традиционная игрушка, которая способна сформировать творческую личность.

Знакомство с матрешкой – это в первую очередь, знакомство с традициями и обычаями русского народа. Уникальные матрешки способны развить воображение, увеличить стремление к познанию, сформировать эстетический вкус, ведь сарафаны матрешек состоят из разнообразных композиций.

Культурный и интеллигентный человек – это, прежде всего, тот, кто знает и уважает свои корни. Приобщение к народной культуре можно начать с игры в родные игрушки. Личность формируется благодаря развитию духовности, которая появляется из любви к народному искусству.

Матрешка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи, внимания. Игры с матрешкой создают основы сюжетной игры, а также помогают сформировать первые математические навыки, понятия «меньше» и «больше».

Матрешек издавна дарили на Руси, и считалось, что такой подарок принесет только благополучие и радость.

Анализ ситуации

Детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки матрешки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Постановка проблемы

Недостаточная информации об истории происхождения матрешки, как русской народной игрушки, в работе с детьми младшего возраста.

Цели и задачи проекта

Цели:

- создать условия, при которых у детей группы раннего возраста раскрылись интеллектуальный и творческий потенциал.

- познакомить детей с матрешкой, воспитать интерес к народному творчеству.

- научиться рассматривать игрушку, выделять в ней особенности внешнего вида.

- познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений;

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

- обогащать словарный запас дошкольников;

- способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

- Определение целей, задач, направлений работы с детьми, составление плана деятельности;

- создание условий для реализации проекта :

- разработка плана взаимодействия с родителями

- подбор литературы, иллюстраций

- выбор оборудования и материалов

- подбор дидактических игр

- художественная литература (потешки, песенки);

- информированность родителей о предстоящей деятельности.

2 этап. Основной

Мероприятия по работе с детьми: чтение загадок и стихотворений о матрешках, презентация, беседы «История возникновения матрешки», «Русские матрешки», рисование, лепка, конструирование, ДИ. Слушание и пение детьми песни «Мы веселые матрешки»

Работа с родителями: анкетирование; консультация

3 Заключительный этап.

Выставка детских работ «Красавица – Матрешка».

Перспективное планирование работы с детьми

1 день

Беседа «Знакомство с матрешкой»

Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»;

Цель: Вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

2 день

Математическая игра «Одна и много»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.

Дидактические игры:

«Подбери фартук Матрешке»,

Цель: закрепить знания основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый);

«Собери Матрешку»

Цель: учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.

«Катание Матрешки на машине»

Цель: учить выделять «один» и «много» из группы однородных предметов по подражанию.

3 день

Лепка.

Тема: Испечем баранки, калачи для матрешек

Совместная работа воспитателя с детьми.

Цель: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить для матрешек угощения, научить детей скатывать из пластилина колбаски, соединять их, превращая в баранки, калачи. формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, разделенные на кусочки, дощечки, игрушка матрешка.

Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.

Методические приемы: сюрпризный момент (приход матрешки, обращение внимание на выражение лица (она веселая, улыбается, хочет плясать, создание проблемной ситуации, объяснение воспитателя из каких частей состоит матрешка, показ лепки калачей, похвала за самостоятельные работы детей, индивидуальная работа.

Действия с предметами. Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки

4 день

Познание (формирование целостной картины мира.)

Дидактическая игра: «В гости к нам пришла матрешка»

Дидактическая задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.

5 день

Коммуникация (развитие речи).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь.

Конструирование «Домик для матрёшки»

Цель: закрепить понятия «большой», «маленький».

Управление и обеспечение проекта

Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки;

Творческая и продуктивная деятельность;

Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея;

Взаимодействие с музыкальным руководителем;

Чтение художественной литературы; беседы

Дидактические и конструктивные игры;

Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий

Оснащение предметно - развивающей среды;

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемый результат:

- возникновение интереса детей к игре с Матрёшкой,

- обогащение кругозора знаний родителей к этой игрушке.

- дети научаться различать основные цвета (желтый, красный, синий, красный);

- дети научаться соотносить предметы по величине (большой – маленький, по количеству (один – много);

- активизируется словарь детей за счет существительных и прилагательных (матрешка синяя, красная, зеленая, желтая; румяна; сарафанчик; платочек);

- дети при виде матрешки эмоционально улыбаются, радуются;

- родители будут активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком.

- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.

- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.

- Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.

- Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя МБДОУ.

Предполагаемые продукты проекта :

выставка детских работ «Украсим матрешкам сарафаны»;

Заключительные положение, перспективы дальнейшего развития проекта.

Оформление мини – музея «Красавица – Матрешка»;

Изготовление родителями книжек «Русская матрешка».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия в первой младшей группе «Знакомство с матрёшкой»

цель: познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Способствовать развитию мышления, восприятия. Активизировать и обогащать описательную речь. Развивать умение детей украшать матрешку при помощи штампов и краски. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: большая матрешка, альбомные листы с заготовками-изображентями матрешек, краска красного цвета, штампы.

Ход занятия:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Ребята, я хочу с вами поиграть в игру "Мы матрешки"

Мы матрешки, вот какие крошки

Вот у нас вот у нас чистые ладошки

Мы матрешки вот какие кроши

Вот у нас вот у нас новые сапожки

Мы матрешки вот какие крошки

вот у нас вот у нас новые платочки

мы матрешки вот какие крошки побежали побежали все мы по дорожке.

(стук в дверь)

-Кто к нам стучится (из за двери достаю матрешку)

"Это я матешка. Я пришла к вам в гости с детьми поиграть и себя показать.

(проходим за стулья)

- Посмотрите, какая красавица к нам пришла. Это Матрешка расписная, русская игрушка. Её зовут Матрена. Посмотрите внимательно на Матрёну. Что одето у нее на голове (Платок). А это что? Платье, или можно еще сказать сарафан. Давайте вместе скажем сарафан. А впереди что подвязано на платье Матрены? Фартук. (на все вопросы индивид. ответы детей и обобщенный хоровой ответ)

- Посмотрите, какая наша Матрена красавица.

- Ребята, Матрена принесла с собой красивую коробку. Давайте посмотрим что в ней? О, Да здесь её подружки-матрешки. Только посмотрите, их сарафаны совсем не раскрашены.

Матрена просит нас украсить и ее подружкам сарафаны.

Икт-показать способ украшения на телевизоре.

-Давайте возьмем в руки штампы и попробуем с вами нарисовать в воздухе (приставили-убрали)

-А чтобы наши руки хорошо рисовали, нужно их размять.

пальчиковая гимнастика

А теперь приступаем к работе. Берем штампы, окунаем в краску, лишнюю краску убираем о края баночки, и начинаем рисовать приставили убрали. Работаем аккуратно, не торопясь. Не забываем убирать лишнюю краску о края баночки.

под музыку мы веселые матрешки

-Вот какая матрешка получилась у. И. постаралась. Все наши матрешки красавицы расписные.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались, что рисовали?

Матрешка всех благодарит. Ей очень понравилось, как вы работали, и она приготовила вам угощения-сушки, но сначала мы с вами попрощаемся с гостями и помоем руки.

Дидактические игры:

«Подбери фартук матрешке»

Цель: закрепить знания основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Ход: на столе разложен дидактический материал. Воспитатель рассказывает, что у матрешки много подружек, и все они собираются в гости. «Давайте посмотрим, все ли в порядке у матрешек у матрешек не хватает фартуков. Предложить детям подобрать матрешкам фартук по цвету их сарафанов.

«Собери матрешку»

Цель: закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.

Ход: предложить ребенку собрать матрешку по картинке.

«Катание матрешек на машине».

Цель: учить выделять «один» и «много» из группы однородных предметов по подражанию.

Педагог берет машину с открытым кузовом и говорит детям, что матрешки хотят кататься. Ставит в кузов свою матрешку, дети по подражанию ставят своих матрешек. Педагог обращает внимание детей на то, что матрешек в машине много.

Подвижные игры

Подвижная игра «Матрешка»

Дети сидят полукругом. Звучит музыка, стук в дверь. Сегодня группа «Сказка» покажет сюжетно-ролевую игру «Матрешка».

Ведущая: «Ребята, послушайте, кто-то к нам стучится».

Входит Матрешка. Танцует.

Матрешка Н. С. : «Это я, Матрешка, в гости к Вам иду. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!»

Здороваются.

Матрешка Н. С. : «Я, гости, к вам пришла и наряд свой покажу: платок, сарафан, бусы и корзинку. Дети, а где мои ножки? (а вот мои ножки). Давайте вместе встанем и покажем, что делают ножки и покажем: «Мои большие ножки шли по дорожке (топ-топ, а теперь Ваши маленькие ножки шли по дорожке». Под музыку шагаем. Молодцы. Сели на стулья. А я к Вам пришла и что в корзине принесла? Давайте я загляну в корзину (достаю платочек)».

Матрешка Н. С. : «Вот какой у меня платочек, становитесь в круг, поиграем с платочком».

Дети становятся в круг, игра «Платочек».

Дети в кругу, Матрешка с платочком в центр, подходит к девочке и говорит:

«Уж я свой платочек Маше повяжу, всем ребяткам машу покажу, веселей, Машенька, пляши, мы тебе похлопаем в ладоши. Дети, дружно хлопайте в ладоши!»

Игра повторяется 2-3 раза, дети садятся на стулья.

Матрешка Н. С. : «Дети, вы умеете играть?»

Дети: «Да!»

Матрешка Н. С. : «А у меня в корзине еще есть платок. Я сейчас с Вами поиграю!»

Игра «Прятки», спряталась, выглянула. Игра «Под платочком», спрятался ребенок за платок, выглянул».

Матрешка Н. С. : «А еще у меня есть маски-матрешки. Ну ка, девочки, выходите и свой танец покажите».

Дети одевают ободки-матрешки, танцуют, сели.

Матрешка Н. С. : «Ну что, дети, мы с Вами играли, танцевали, теперь я Вас угостить хочу! У меня в корзине угощение».

Угощение.

Матрешка Н. С. : «Ну теперь мне пора! До свидания! До новых встреч!»

Подвижная игра "Матрешки и карусели"

Инвентарь: ленточки разных цветов на колечках (d=4—5 см) — в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20—25 см, ширина — 3—4 см); игрушка-матрешка.

Педагог предлагает детям построиться в круг, показывает им матрешку и говорит : «Смотрите, дети, к нам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла ее к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно».

Тихо-тихо, еле-еле Завертелись карусели. - Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.

А потом, а потом Все бегом, все бегом. - Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.

Тише, дети, тише, тише — За матрешкой не спешите, Карусель остановите. - Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.

Работа с родителями

Анкета для родителей.

1. Как Вы считаете, надо ли знакомить детей с народным творчеством?

А. да

Б. нет

2. Какое направление русского народного творчества для Вашего ребенка Вы считаете более интересным и необходимым?

А. русская народная игрушка (кукла, матрешка).

Б. роспись (дымковская, филимоновская, городецкая)

В. русский народный быт (предметы посуды, утварь, русские костюмы

и т. д.)

Г. фольклор (колыбельные песни, потешки, народные игры)

3. Как Вы приобщаете ребенка к русской народной культуре в семье?

А. пение колыбельных песен

Б. рассказываете о предметах быта

В. другое

4. Как Вы считаете, для чего нужно знакомить ребенка с русской народной культурой?

А. для общего развития

Б. это интересно ребенку

В. другое

5. С какого возраста, по-вашему, мнению, нужно начинать знакомить ребенка с русской культурой?

А. с 3 лет

Б. с 4 лет

В. с 5 лет

6. Как Вы относитесь к тому, что в детском саду знакомят ребенка с русской народной культурой?

А. положительно

Б. равнодушно

7. Вы согласны принимать участие в интересных выставках совместно с Вашим ребенком?

А. да

Б. нет

Консультация для родителей на тему «Появление матрешки на Руси»

Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрё шка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.

Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы. Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.

Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.

Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата. Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти» : смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.

В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.

Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Используемая литература:

В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников»;

М. А. Васильевой «Программа воспитание и обучения в детском саду»;

https://www.maam.ru

https://www.youtube.com/watch?v=fF-AW3ZglbM

https://www.numama.ru

nsportal.ru

Список литературы

Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М. : Просвещение, 1996.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : Паритет, 2010.

Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

Русская матрёшка. М. : Мозаика, 2003.

Публикации по теме:

План беседы «Матрешка» в группе раннего возраста ко Дню русской матрешки Цель: расширять кругозор дошкольников о видах игрушек, дать представления о данной настольной игрушке, как о народной игрушке; обогащать.

Конспект интегрированной НОД «К нам пришла матрешка» в группе раннего возрастаКонспект интегрированной НОД «К нам пришла матрешка» в группе раннего возраста Цель: знакомить детей с деталями строительного материала, вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным.

Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возрастаМини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста. «Человек,не знающий своего прошлого,не знает ничего (народная мудрость).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Матрешка — народная игрушка» в группе раннего возраста
Опубликовано: 18 января 2025 в 18:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Матрешка — народная игрушка» в группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Зимина (УИ 3523829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД