Абдулкафарова Маргарита Романовна
Педагогический проект для детей 5–6 лет «Логоритмика как средство речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный
Тип проекта : практико-ориентированный
Вид деятельности: познавательная, творческая
По форме реализации: групповой
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 5-6 лет
Пояснительная записка.
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект для детей 5–6 лет „Логоритмика как средство речевого развития“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
С каждым годом, по наблюдению логопедов, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные для детей формы коррекции речи.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логоритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность логоритмики - определены цели и задачи.
Цель проекта : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи проекта.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание и развитие чувства ритма : способности ощущать себя в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
3. Воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Оздоровительные задачи:
1. Укрепление костно-мышечного аппарата;
2. Развитие физиологического дыхания;
3. Развитие координации движений и моторных функций;
4. Воспитание правильной осанки, походки, грации движений;
5. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи:
1. Формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;
2. Развитие переключаемости;
3. Совершенствование певческих навыков.
Коррекционные задачи:
1. Развитие речевого дыхания;
2. Формирование и развитие артикуляционного аппарата;
3. Развитие общей и мелкой моторики;
4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи;
5. Развитие восприятия, воображения, мышления;
6. Развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия;
7. Развитие умения расслабится, снять напряжение.
Ожидаемый результат:
- формирование правильного речевого и физиологического дыхания, правильной артикуляции звуков речи, накопление знаний по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
- свободное ориентирование в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, движение в заданном направлении, выполнение различных видов ходьбы и бега;
- формирование готовности к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания.
- в результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Сформировалось умение выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- информирование о результатах деятельности проекта (мастер-класс, фотоотчет, интернет-ресурсы);
- открытые занятия.
Содержание проекта.
I этап. Предварительный:
- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;
- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения;
- познакомить с планированием проекта воспитателя подготовительной группы;
- разработать занятия с элементами логоритмики.
Планируемые результаты:
- составление плана работы;
- педагоги ознакомлены с системой работы проекта по логоритмике.
II этап. Основной, творческий:
- выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;
- выработать правильное речевое дыхание;
- улучшать фонематический слух с помощью упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.
- развить общую и артикуляционную моторику.
Целевые ориентиры на этапе завершения проекта :
- ребенок, при помощи логогимнастики, владеет правильным речевым дыханием и имеет длительный ротовой выдох, закреплен навык мягкого голосоведения;
- у ребенка выработаны двигательные навыки, проведена взаимосвязь речи и движения;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может построить речевое высказывание в ситуации общения;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими, слушая музыкальное сопровождение, развит ритмический слух.
III этап. Итоговый.
Задачи:
- обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
- подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями муниципалитета – мастер-класс с участниками проекта (логопедом, педагогами, музыкальным руководителем, выступление на МО ДОУ).
Планируемые результаты:
- сформировано умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику;
- закреплено умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»;
- выработано умение красиво танцевать, правильно выполнять движения танца, слушая музыкальное сопровождение;
- отработано единство речи, мимики, жестов, выразительных речевых средств в игре;
- подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Продукты проекта.
Картотеки.
• Пальчиковые игры.
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Мимические гимнастики.
• Артикуляционные гимнастики.
• Дыхательные гимнастики.
• Картинки с трудными звуками.
• Дыхательно – голосовые упражнения.
• Игры для развития мелкой моторики.
• Игры на развитие внимания, памяти, воображения.
• Игры на формирование правильного звукопроизношения.
• Игры с мячом «Мяч и речь».
• Игры на развитие словаря.
• Игры по формированию грамматического строя речи.
• Игры на речевое дыхание.
• Игры на расслабление.
• Игры на развитие голоса.
• «Развиваем речь играя».
• Картотека картинок к занятиям.
• Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
• Скороговорки.
• Упражнения по лексическим темам.
• Упражнения с массажным мячом.
• Физминутки.
• Упражнения по преодолению гиперсаливации.
• Собрана фонотека произведений классической музыки, как современных авторов так и зарубежных.
• Подборка музыки для релаксации, логоритмических упражнений, танцевальная.
• Детские песни.
• Картотека музыкальных игр.
Выводы.
Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.
Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Список, использованной литературы.
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006;
2. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ, 2008;
3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г. ;
4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. ;
5. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. ;
6. Коноваленко, Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях» – М. : ТЦ Сфера, 2015 г. ;
7. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнения» – СПб, Корона век, 2013г. ;
8. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн. : Аверсвэв, 2005.
Интернет -ресурсы:
9. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»;
10. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду»;
11. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет»;
12. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Савина Л. П.