Елена Домарева
Пособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Домарева Елена Николаевна,
воспитатель,
Салькова Елена Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
г. Старый Оскол
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Публикация «Пособие „Театральный экспресс“ как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию речевого потенциала ребенка.
Актуальность.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.
Новизна заключается в использовании авторского пособия «Театральный экспресс» для развития речи дошкольников посредством театральной деятельности (кукольный театр).
Цель: обогащение речи детей разнообразными видами театральной деятельности
Задачи:
• обогащать и активизировать словарь детей;
• развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;
• совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• развивать интонационную выразительность речи;
• способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые мы опирались для решения поставленных задач:
Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Формы работы с развивающим методическим пособием «Театральный экспресс» – индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Описание методического пособия.
Дидактическое пособие «Театральный экспресс» сделан из трех больших коробок с крышками, в виде паровозика и двух вагонов. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Для устойчивости и передвижения пособия, в нижней части каждой коробки закреплены колесики. Паровозик и вагоны скреплены между собой металлическими карабинами.
Открыв крышку паровозика, мы видим разные шапочки, маски, короны и нагрудные знаки.
В одном из вагонов располагаются куклы кукольного театра, сделанного своими руками. Для изготовления этих кукол берем небольшую мягкую игрушку, разрезаем ее внизу. Вынимаем из туловища наполнитель, а в голове и руках оставляем, шьем одежду, одеваем ее на игрушку. Все пришиваем. Дополняем образ различными аксессуарами. Так можно сделать любой набор кукол. Этим театром ребята могут играть смело, не боясь что-то повредить или сломать. Всегда можно обновить куклы. Так мы даем вторую жизнь любимым мягким игрушкам детей.
В другом вагончике находятся различные декорации. Декорации изготовлены из фоамирана разной структуры, картона, ткани и других прочных материалов. Декорации комбинируются по-разному: лес с кустами и деревьями, двор с домом и забором т. п.
Наполняемость паровозика и вагонов может быть различной, в зависимости от того каким видом театральной деятельности вы хотите заниматься.
А сейчас, приглашаем Вас за кулисы нашего театра.
Наши необычные, но такие знакомые детям куклы становятся героями детской фантазии. На первом этапе ребята учатся озвучивать разных героев, для такой работы применяем упражнения на звукоподражание.
Ожившие куклы начинают говорить, двигаться, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно и привлекательно.
На следующем этапе работаем над ролевыми диалогами. Ролевая игра даёт ребёнку возможность научиться эффективному общению с другими детьми.
Далее плавно переходим к мини постановкам.
Кукольный театр служит прекрасным наглядным пособием для знакомства дошкольников с народным творчеством.
Кукольный театр-это игры-представления, в процессе которых разыгрывается литературное произведение, воссоздаются конкретные образы.
Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление. Народ создал множество колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. Используя куклы можно рассказывать произведение эмоционально, менять интонацию в соответствии с содержанием, тогда у детей появляются – интерес, внимание, желание повторить слово, фразу, звукоподражание, что стимулирует их речевую активность.
Кукла для детей – живой персонаж, а если она приходит из сказки, уровень восприятия художественного произведения облегчается, интерес у детей повышается, внимание становится более устойчивым и продолжительным. На этом фоне легко и непринужденно решаются задачи речевого развития. Дети с удовольствием повторяют знакомые тексты художественных произведений, играют с персонажами кукольного театра.
Театр уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Сказки олицетворяют доброту, волшебство дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Готовясь к инсценировкам различных сказок, ребята могут проигрывать эпизоды, отрабатывая дикцию, эмоциональную выразительность речи и т. д.
Дети могут обыгрывать любимые мультфильмы, рассказы, добавлять новых героев или изменять события по своему сценарию, так как им захочется.
Театрализованная деятельность является эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению творческих историй.
Эта деятельность дает огромный простор для творческих проявлений ребенка. Она не только развивает творческую самостоятельность детей, но и поощряет импровизацию в сочинении рассказов и сказок.
Пособие «Театральный экспресс» будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, учителям-логопедам, психологам, родителям, а также студентам педагогических учебных заведений.
Наше пособие пользуется у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Такие игры позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия.
Заключение.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития.
Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка пособия «Театральный экспресс» оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.