МААМ-картинки

Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века» с детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Щербакова
Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Край суровый, но любимый на века»

Составители: воспитатели подготовительной группы №8 Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка - детский сад №17» г. Сыктывкара

Никитенко Кира Сергеевна

Щербакова Ольга Вячеславовна

Край черёмух, кедра и рябины,

Дивных сосен, клюквенных болот.

И полян брусничных глухариных

Где кукушка счёт годам ведёт.

В. Л. Зырянов

Актуальность проекта :

Публикация «Педагогический проект „Край суровый, но любимый на века“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема проекта «Край суровый, но любимый на века» выбрана нами не случайно.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирования начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Важно воспитывать у детей способность позитивно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Воспитание любви и уважения к родному краю- одна из важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей.

Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС- один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Данный проект интегрирует следующие образовательные области:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие;

- физическое развитие;

Тип проекта : познавательный, творческий, информационно- социальный.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность:долгосрочный (с 19.09.2016. по 10.11.2016.)

Участники проекта : дети и родители подготовительной группы №8, воспитатели группы Никитенко К. С., Щербакова О. В.

Социальные партнё ры: «Республиканский центр экологического образования»

Новизна работы состоит в комплексной системе подачи задач, методов, средств по систематизации знаний детей о природе родного края с учётом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности на основе педагогики сотрудничества : дети, педагоги, родители, социальные партнёры. Практическая значимость:возможность использования продукта проекта другими детьми.

Цель проекта : систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

-формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребёнка- дошкольника о природе родного края;

- расширить представления о животном и растительном мире Коми;

- развивать познавательный интерес к миру природы, уметь отражать это в художественно- продуктивной деятельности;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

- воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её;

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- принцип историзма, который реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений;

- принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия- любовь ко всему живому, к родному краю, к Отечеству;

- принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

- принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, РЦЭВ;

Предполагаемые результаты:

- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

- сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;

- дети будут осознанно соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- у родителей сформируется желание быть активными участниками в деятельности и творчестве детей;

Продукт проекта :

- макет «Край мой северный»;

- создание настольной дидактической игры «Путешествие по Коми краю».

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Сотрудничество с родителями.

4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

5. Подбор материала для продуктивной деятельности.

6. Составление конспектов образовательной деятельности.

2 этап – основной.

Проведение комплекса мероприятий по теме «Край суровый, но любимый на века» включает в себя:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3 этап – итоговый (обобщающий).

Изготовление игры «Путешествие по Коми Краю».

Содержание работы с детьми.

1). Познавательное развитие.

Серия бесед «Путешествие по карте»

1.«Гуманное отношение к природе»

Задачи:

-расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека

- развивать познавательный интерес.

- воспитывать стремление заботиться о природе.

2.«Сбережем удивительный мир растений и животных».

Задачи:

- закрепление правил поведения в природе.

- закрепить представление детей об Особо Охраняемых Природных Территориях Республики Коми.

- объяснить детям причины создания Охраняемых территорий.

- воспитывать бережное отношение к природе.

3.«Путешествие в заповедник».

Задачи:

- систематизировать знания детей о Печоро-Илычском заповеднике.

- расширить представление детей о животном мире заповедника.

- воспитывать умение видеть красоту природы.

4.«Природа-чудесница»

Задачи:

- обогатить представление детей о значении леса.

- показать многообразие растительного мира.

- познакомить детей с новыми видами лекарственных растений

- воспитывать чувство сопереживания и причастности к природе.

5.«Длинноногий красавец Лось»

Задачи: - расширить представление детей о самом крупном обитателе леса – лосе.

- познакомить детей с лосиной фермой Печоро-Илычского заповедника.

- воспитывать чувство гордости за родную природу.

6.«Лес в жизни человека»

Задачи:

- продолжать формировать начальное представление детей о Национальном парке «ЮгыдВа».

- расширить представление детей о многообразии животного мира парка.

-способствовать развитию понимания значимости живых существ, их взаимосвязи в природе.

7.«Туризм и отдых в Национальном парке «ЮгыдВа».

Задачи:

- ввести понятие экологический туризм.

- разъяснить детям, для чего он вводится на территории Национального парка «ЮгыдВа».

- формировать представление детей о растительном мире Национального парка «ЮгыдВа».

- вызывать у детей интерес к экологическому туризму.

8.«Когда животных и растений в природе становится мало».

Задачи:

- расширит знания детей оКрасной книги и редких видах животных и растений.

- объяснить о необходимости создания Красной книги.

- прививать любовь ко всему живому.

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий.

Чтение коми пословиц и поговорок.

Чтение коми сказок.

Чтение познавательной литературы: энциклопедии, журналы.

Дидактические игры: «4 лишний», «Вопрос- ответ», «Собери букет», «соберём грибы», «Угадай, чей хвост», «Назови признаки животных», «Кто чем питается?», «Кто где живёт?», «Назови детёныша», «Мир вокруг нас», «Посели животное», «Угадай по описанию»

Просмотр презентаций:

«Разнообразие растений и животных Коми края»

«Охрана редких и исчезающих видов растений и животных»

«Красная Книга РК»

«Заказники РК»

«Печоро-Илычский заповедник»

«Национальный парк Югыд-Ва»

«Горы Мань-Пупунёр»

«Лосеферма»

«Будьте осторожны с огнём в лесу»

Посещение зоопарка РЦЭО.

2).Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:«Золотая осень», «Любимый питомец», «Их осталось мало» (животные Красной книги, «Книга сказок».

Аппликация:«Листопад», «Чудо лист».

Лепка: «Рыбка золотая», «Лес полон чудес» (лесные звери, «Деревья», «Дары природы».

Использование раскрасок.

Слушание музыкальных произведений коми композиторов.

Слушание звуков природы (голоса птиц, животных, шум леса).

Музыкальные игры: «Сувт, кр» (стой олень, «Кч», «Пышкай», «Ошк- баб», «Козй».

Работа по созданию макета «Край мой северный», «Бобровая хатка» :

-подготовка основания;

-изготовление животных и растений из разных материалов (пенопласт, пластилин, природный материал);

-используя имеющиеся у детей знания, «заселение» макета

3) Физическое развитие.

Подвижные игры коми народа «Важенка и оленята», «Перетягивание каната», «Оленеводы», «Каюр и собаки», «Солнце», «Чум», «Стой, олень!».

Использование движений, эмитирующих повадки животных, на утренней разминке и разминке после сна.

Пешие прогулки.

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы» :

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

4) Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры «Хорошо- плохо», «Можно- нельзя», «Жалобная книга природы».

Решение проблемных ситуаций «Путаница», «Где вы были?», «Поможем леснику».

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов?»

Составление альбома «Сохранить и… преумножить».

Посещение РЦЭВ.

5) Речевое развитие.

Составление экологических сказок о животном и растительном мире РК, «Природа в опасности», «Как люди спасали воду»

Беседы «Экологические пирамиды», «Зачем нужны заповедники», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Вода вокруг нас».

Составление загадок.

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купанье медвежат»;

Е. Чарушин «Волчишко», «Страшный рассказ»;

Н. Сладков «Лиса и заяц»;

Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»;

М. Михайлов «Лесные хоромы»;

Участие детей в городском квест- фестивале «Моя любимая республика», где заняли 2 место.

Содержание работы с родителями.

Тематика консультаций.

1. Печоро-Илычский заповедник - особо охраняемая территория Республики Коми.

Цель: рассказать об истории создания заповедника, территориальном расположении.

2. Зеленый мир - волшебный мир.

Цель: показать разнообразие растительного мира.

3. «Здоровье без лекарств».

Цель: познакомить с лекарственными растениями и их использовании в домашних условиях.

4. «Там на неведомых дорожках».

Цель: на основе интересных фактов из жизни животных показать родителям, как в увлекательной форме можно знакомить детей с животным миром нашей республики.

5. «Прикоснись к природе сердцем».

Цель: показать значение природы в жизни людей, участие родителей в экологическом воспитании детей, необходимость охраны природы.

6.«Играя - познаем природу».

Цель: показать, как на примере игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу.

7. «Ядовитые растения».

Цель: познакомить с ядовитыми растениями, правилами обращения с ними, их охране.

«Клады на болотах»

«Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе»

Разработка памяток и буклетов для родителей «Правила поведения в лесу», «Клады на болотах».

Оформление папки-передвижки «Поэтическая страничка».

Цель: подобрать литературный материал (стихи, загадки) о растительном и животном мире республики.

Игротека для родителей: «Гимнастика для ума»

Оформление фотовыставки «Природа нашей республики.

Участие родителей в подготовке детей к квест-фестивалю «Любимая республика», создании макета природных зон РК, игры «Край мой северный».

Участие в подборе дидактического материала по теме.

3 этап – итоговый (обобщающий).

Работа по созданию настольной дидактической игры «Путешествие по Коми Краю».

Цель: систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.

- изучение разных видов настольных игр;

- подбор материала для игры;

- изготовление игрового поля, игровых фишек;

- изготовление недостающих пособий для игры;

- оформление игры;

- тестирование игры;

Подведение итогов.

В заключении хочется отметить, что по окончании работы над проектом :

- у детей преобладает эмоционально- положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, овладели правилами поведения в природе;

- дети проявляют любознательность, обращают внимание на эстетическую сторону природы;

- с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родного края;

- отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх;

- в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что данный вид работы способствует формированиюколлективных взаимоотношений;

Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе РК, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше не замечали, стали более ответственны.

Таким образом, воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Используемая литература:

1. Коми народные загадки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. – Сыктывкар, 1975. 112 с.

2. Коми народные приметы / Сост., вступит. статья, переводы В. М. Кудряшовой. Сыктывкар, 2007. 192 с.

3. Коми пословицы и поговорки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. Сыктывкар, 1973. 216 с.

4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.

5. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.

6. Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.

7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

1. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

2. Константинова Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С. 46-48. Творческая игра «На лесной полянке»

3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.

4. Чебан М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Список литературы, используемой в работе с детьми.

1. Пера-богатырь: Сказки фино-угорских народов. - Сыктывкар: Издательство «Эском», 2012.

2. Удивительный мир животных. Справочное издание. Москва «Махаон» 2013.

3. Моя первая книжка. Животные. Научно-популярное издание для детей 4-6 лет. – М. : Лабиринт Пресс, 2009.

4. Мир животных / М. Любка. – Ростов н/ Д : Владис, 2013.

5. Животные Европы / С. Рублёв; – М. : РИПОЛ классик, 2014.

6. Обитатели льдов / С. Рублёв; - М. : РИПОЛ классик, 2014.

7. Птицы. Атлас. Издательство Московского университета. Москва 2000.

8. Удивительная Республика Коми/ ред. -сост. Н. В. Мельникова. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.

9. Красная книга Республики Коми. Москва – Сыктывкар. Издательство ДИК, 1998.

10. Коми сказка-азбука. Сборник сказок на коми и русском языках. Составитель и переводчик Генадий Васильевич Беляеев.

11. Сказки народов севера. Составление и обработка В. В. Винокуровой, Ю. А. Сема. Ленинград «Просвящение», 1991.

12. Легенды и сказания народа коми. Альбом репродукций. Сыктывкар, 1985.

13. Коми пословицы и поговорки. Составитель Ф. В. Плесовский. Сыктывкар, 1983.

14. Коми народные приметы. Составитель В. М. Кудряшова. Сыктывкар, 1983.

15. Клейн А. С. Волшебный Камень и Книга Белой Совы. – Сыктывкар, 2005.

16. Журавлё С. В. Азбука пармы: Стихи, считалки, скороговорки. – Сыктывкар, 1995.

17. И. А. Куратов. «О, жизнь…». – Сыктывкар, 1989.

18. Попов С. А. У лесного ручья. Стихотворения, поэмы. – Сыктывкар, 1982.

19. Русско-коми, коми-русский словарь. – Сыктывкар, 1990.

20. Жеребцов И. Л., Столповский П. М. рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар: ООО»Контекст», 2008.

21. Леса Республики Коми. Под ред. Г. М. Козубокова, А. И. Тискаева. – Москва, 1999.

Публикации по теме:

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый Коми край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Мой любимый Коми край» Цель: систематизация знаний детей о географических.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Донской край» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Донской край» (цикл занятий «Путешествие.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза — символ России» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза - символ России" Белоствольная березка – Символ Родины моей.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Цель: Расширение представлений детей о творчестве.

Педагогический проект «LEGO-конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные.

Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВведениеСенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз;.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Проект «Мой край родной — моя Кубань» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Мой край родной — моя Кубань» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок» Утвержден на заседании.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой край — Югра» Тема проекта: «Мой край – Югра» Краткая аннотация проекта. В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями.

Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Каждый регион,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2018 в 16:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века» с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД