лариса манаенкова
Педагогический проект «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Классическая музыка в детском саду".
Вид проекта : творческий.
Длительность: долгосрочный (1 год).
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Социализация».
Актуальность проекта.
Публикация «Педагогический проект „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Тема «Классическая музыка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыка полностью отвечает этому требованию: развивает музыкальное восприятие, воображение, обогащает речь детей; знакомит детей с музыкальными инструментами, композиторами-классиками; развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций (опера, о близости средств выражения речи и музыки; дает возможность сравнивать произведения по характеру, жанру; помогает различать смену настроений в музыке. ; развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной театральной деятельно-сти, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники, педагоги.
Цель проекта.
Формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой лич-ности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классиче-ской музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.
Задачи проектной деятельности.
1. Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произве-дений разных эпох; познакомить с жизнью и творчеством композиторов - классиков.
2. Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную от-зывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта.
3. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в твор-ческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности
4. Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инстру-ментах, в т. ч народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами.
5. Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки
Предполагаемые результаты.
Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами.
Дети смогут самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции; находить яркие тембровые краски и воспроизводить музыку с помощью детских музыкальных инструментов; различать на слух и давать название музыкальных произведений, автора музыки.
Дети определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Материалы и оборудование: музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музы-кальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Основные формы реализации проекта.
1. Моделирование и проектирование работы по теме «Классическая музыка» : наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный игровые занятия по слушанию музыки.
2. Интегрированные занятия.
3. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки».
4. Работа с литературой.
5. Музыкальные гостиные.
6. Музыкальные викторины.
7. Релаксационные паузы,
8. Встречи с учениками музыкальной школы.
Этапы реализации проекта.
1этап. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап.
1. Планирование работы с детьми и воспитателями.
2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим темам.
3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для воспитателей.
3 этап:
1. Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка от-четных материалов.
2. Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».
План работы по реализации проекта.
Сентябрь. «М. И. Глинка – основоположник русской музыки» - музыкальная гостиная для старшей и подготовительной групп.
Выступление учащихся детской музыкальной школы.
Октябрь. Цикл тематических занятий по системе Д. Кабалевского для подготовительной группы «Три кита».
Ноябрь. «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского – знакомство с творчеством.
Выступить с докладом на тему «Жизненный и творческий путь М. П. Мусоргского.
Декабрь. «Беседа о музыкальных инструментах» О. П. Радынова.
Январь. «Беседа о музыкальных инструментах №2» О. П. Радыновой.
Консультация для воспитателей: «Слушание классической музыки в разные режимные моменты».
Февраль. «Сказка в музыке Н. А. Римского-Корсакова» - цикл занятий «Три чуда города Леденца», старшая и подготовительная группы.
Познакомить педагогический коллектив с жизнью и творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Март. «Детский альбом» П. И. Чайковского – музыкальная гостиная (для старшей и подготовительной групп)
Познакомить педагогический коллектив с жизнью и творчеством П. И. Чайковского.
Апрель. «Моцарт – сама музыка» - беседа о жизни и творчестве композитора (подготовительная группа).
«Универсальный гений» - познакомить педагогический коллектив с жизнью и творчеством Композитора В. А. Моцарта.
Выступление учащихся детской музыкальной школы.
Июнь. Слушание музыкальной игры – сказки «Дюймовочка» (по сказке Х. К. Андерсена). Сценарий и подбор музыкального сопровождения О. П. Радыновой.
Заключение.
Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами-музыкантами, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.
Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. На начальном этапе вхождения в музыку важен эмоциональный отклик, интуитивное чувствование музыки ребенком. Поэтому, в репертуар для слушания необходимо включать для детей сложные инструментальные сочинения и не бояться, что дети такую музыку не воспримут; не ограничиваться кругом вокальных сочинений, якобы доступным детям ввиду присутствия текста.
Целью проекта «Классическая музыка в детском саду» является формирование начал музы-кально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремле-ния к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.
В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь, активный словарь пополнится новыми словами. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Список литературы.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Колледжей, М., - 2001, - с. 223.
Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1985. – с. 142.
Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – с. 119.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.
Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990. - 152 с.